Почему Франция подвергает сомнениям миротворческие усилия России в Карабахе 

Почему Франция подвергает сомнениям миротворческие усилия России в Карабахе 

Трехстороннее соглашение между Арменией, Азербайджаном и Россией по Нагорному Карабаху положило начало геополитической борьбе на Кавказе. Запад был уверен, что Россия и Турция поссорятся из-за Нагорного Карабаха, но произошло обратное. NewsClick в материале Why France is Challenging Russian Peacekeeping in Caucasus пишет, что освобождение азербайджанскими войсками Шуши ознаменовало неминуемый разгром Армении - Москва вмешалась, чтобы договориться о перемирии в реальном времени. Скорость, с которой действовал президент России Владимир Путин, и его непосредственная роль в организации ночных переговоров между армянами и азербайджанцами были совершенно ошеломляющими. Регион и международное сообщество не ожидали ничего подобного.

Посредничество Путина привело к развертыванию российских миротворцев. К тому времени, когда мир узнал о перемирии (ранним утром 10 ноября), российские военные уже направлялись в Нагорный Карабах. По репутации президента Франции Эммануэля Макрона был нанесен удар. Он считал, что ситуация на Кавказе находится под его контролем с тех пор, как в конце сентября разгорелся конфликт. (Стоит отметить, что армянская диаспора во Франции считается влиятельным электоратом).

7 ноября Макрон позвонил Путину, они обсудили ”продолжающиеся широкомасштабные боевые действия” в Нагорном Карабахе и достигли ”взаимного обязательства продолжать скоординированные посреднические усилия России и Франции, в том числе в рамках Минской группы ОБСЕ”. Проснувшись через три дня в Елисейском дворце, Макрон понял, что российские миротворческие силы уже в Нагорном Карабахе. Еще одним ударом по пострадавшему эго французского президента стал звонок Путина через шесть дней после перемирия. Телефонный разговор состоялся, поскольку ”Россия и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ”, пояснил Кремль в официальном заявлении. 

Путин ознакомил Макрона с ситуацией, проинформировав его, что ”положение в регионе стабилизировалось”. Макрон, рвавшийся доказать важность своих дипломатических усилий был разгромлен в пух и прах, когда Путин рассказал ему, что война закончилась неделю назад, и пришло время разобраться с вопросами, касающимся ”неотложных гуманитарных действий, включая возвращение беженцев в места их проживания, обеспечение нормальных условий жизни для населения, восстановление инфраструктуры и сохранение храмов и монастырей”.

Этого Макрон стерпеть не смог. Министру иностранных дел Франции Жан-Иву Ле Дриану было поручено публично призвать Москву прояснить ”двусмысленность” в отношении прекращения огня, особенно "в вопросе роли Турции и иностранных боевиков". Национальному собранию Франции он заявил следующее: ”Мы должны избежать двусмысленности в отношении беженцев, установления границ режима прекращения огня, присутствия Турции, возвращения боевиков и начала переговоров о статусе Нагорного Карабаха”.

Безусловно, Франция координировала свои действия с США (оба государства являются сопредседателями Минской группы). Через несколько часов после заявления министра иностранных дел Франции Госдепартамент США также занялся этим вопросом. Приветствуя прекращение огня, Вашингтон проигнорировал посредническую роль Москвы: ”Прекращение недавних боевых действий - только первый шаг к достижению мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта путем переговоров. Мы настоятельно призываем стороны как можно скорее возобновить сотрудничество с сопредседателями Минской группы ОБСЕ для поиска прочного и устойчивого политического решения нагорно-карабахского конфликта на основе принципов Хельсинкского Заключительного акта, включающих неприменение силы или угрозы применения силы, территориальную целостность, самоопределение и равноправие народов. В качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ Соединенные Штаты по-прежнему полностью вовлечены в эти усилия”. 

Иными словами, и Франция, и США настаивают на том, что Россия не может действовать в одностороннем порядке, а только через Минскую группу. Администрация французского президента призвала к международному надзору за соблюдением режима прекращения огня. ”Мы хотим, чтобы Минская группа сыграла свою роль в обеспечении соблюдения режима прекращения огня”, - сообщил представитель администрации Макрона.

Французский чиновник упрекнул Москву, заявив следующее: ”Мы понимаем, что Россия обсуждает с Турцией неудобную для нас формулу, схожую с Астанинским процессом (по Сирии) разделения их ролей в этом чувствительном регионе. И Минская группа, и Астанинский процесс не могут существовать параллельно. В какой-то момент Москва должна сделать выбор”. 

Франция и США опасаются, что Россия и Турция заключили сделку, чтобы лишить западные державы возможности участия в будущих мирных переговорах. Напомним, что Астанинский форум предоставил России и Турции возможность обсудить между собой урегулирование сирийского конфликта без участия западных стран. Как и в Сирии, Москва и Анкара заключили соглашение о размещении военного персонала Турции в Азербайджане.

Запад был уверен, что Россия и Турция поссорятся из-за Нагорного Карабаха, но произошло обратное. Страны заблокировали участие западных держав. И у Турции, и у России натянутые отношения с США. Макрон и президент Турции Реджеп Эрдоган конфликтуют на нескольких фронтах, от Ливии до Сирии. Кроме того, не стоит забывать о непростом положении Франции в связи с заявлением об ”исламском терроризме”. Недавно Эрдоган предложил Макрону проконсультироваться с психиатром.

В интересах Путина и Эрдогана закрепить мирное соглашение от 9-10 ноября до того, как Джо Байден начнет исполнять свои обязанности. Байден уже критиковал Эрдогана и Путина.

Как бы то ни было Нагорный Карабах обнажил серьезные проблемы западного альянса: член-НАТО (Турция) объединилась с оппонентом альянса (Россией), чтобы маргинализировать двух главных союзников (США и Францию). Стоит напомнить, что в Минскую группу входят еще два члена НАТО - Германия и Италия.

Теперь Россия и Турция могут и вернуться в Минскую группу. Ни одна из стран не желает, чтобы западные державы получили доступ на Южный Кавказ. Интересы России более глубокие, чем у Турции, поскольку Азербайджан и Грузия граничат с Северным Кавказом. Кроме того, Азербайджан е является прибрежным государством на Каспийском море, где Москва полна решимости сохранить приоритет безопасности и ограничить доступ внешним силам, которые могут снизить ее влияние, особенно США и НАТО.

В Грузии США укрепили свое стратегическое присутствие. Теперь Вашингтон готов помочь Тбилиси в углублении евроатлантических связей и поддерживает стремление страны присоединиться к НАТО. Любопытно, что уходящий госсекретарь США Майк Помпео 18 ноября посетил Грузию, тем самым послав сигнал Москве.

Нельзя не отметить также взаимопонимание по карабхской проблеме между Россией и Ираном. Мирное соглашение от 9-10 ноября отчасти основано на мирном плане Ирана, и Тегеран удовлетворен тем, что Москва выбрала ”Астанинский формат”. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф 23-24 ноября посетит Москву и Баку. У Ирана есть возможности для того, чтобы дополнить российскую дипломатию и укрепить мирное соглашение, поскольку он поддерживает дружеские отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, и с Грузией. В свою очередь западные державы сейчас проявляют чрезмерную активность в Баку и Ереване с целью навредить мирному плану.

11065 просмотров




Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!