Вестник Кавказа

Москва создает условия для прекращения кровопролития на Кавказе

Москва создает условия для прекращения кровопролития на Кавказе
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Трехстороннее соглашение России, Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху, подписанное в ночь на 10 ноября, стало важным событием с точки зрения региональной и международной безопасности. Была предпринята смелая попытка смягчить этнический конфликт с политическим подтекстом путем перекройки территориальных границ. Портал News Click предлагает трактовать соглашение как победу Азербайджана и поражение Армении,  акцентируя внимание на том, что Москва предприняла мастерский дипломатический ход, и теперь Россия возвращается на центральную арену политики Южного Кавказа.

Переломный момент наступил 9 ноября, когда Азербайджан получил военный контроль над стратегически важным городом Шуша. Горная крепость, окаймленная отвесными скалами и находящаяся всего в нескольких километрах от столицы Нагорного Карабаха считается критически важной точкой в обеспечении военного контроля над регионом. Азербайджан перекрыл главную дорогу (Лачинский коридор), соединяющий Армению и Нагорный Карабах. По этому критически важному маршруту Ереван отправлял военные грузы через горный перевал. Иными словами, шовинистическое армянское руководство премьер-министра Никола Пашиняна, оценивая неизбежность падения Степанакерта/Ханкенди, понимало, что разумным курсом будет спасение посредством сделки о прекращении огня, заключенной с помощью России.

Кремль ожидал подобного развития событий, о чем свидетельствует телефонный разговор Владимира Путина с французским коллегой Эммануэлем Макроном 7 ноября, за которым последовали два разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В заявлении Анкары после телефонного звонка Путину от 10 ноября говорится следующее: ”Президент Эрдоган отметил, что Турция будет осуществлять мониторинг и наблюдение за соблюдением режима прекращения огня вместе с Россией через Объединенный центр, который будет создан в местах, определенных Азербайджаном на территории, освобожденной от армянской оккупации. На данном этапе большая ответственность лежит и на российской стороне”. 

Министерство иностранных дел Ирана, приветствуя соглашение, выразило ”готовность оказать помощь в размещении миротворческих сил Российской Федерации вдоль линий соприкосновения в соответствии с пунктами 3 и 4 соглашения о прекращении огня”. 

Перед вступлением избранного американского президента Джо Байдена в должность Москва чувствует необходимость безотлагательно положить конец карабахскому конфликту и взять на себя миротворческую миссию. Москва ожидает, что Байден резко активизирует участие США в ближнем зарубежье России, что может перерасти в конфронтацию с серьезными геополитическими последствиями. Скорее всего, Байден будет гораздо более активным, чем его предшественник в "продвижении демократии" на всем бывшем постсоветском пространстве. Байден серьезно интересуется восточноевропейской политикой: в администрации Обамы он занимался вопросами России и Украины.

Путин подробно остановился на этой теме на саммите Шанхайской организации сотрудничества 10 ноября: ”Еще один открытый вызов нашей общей безопасности - участившиеся попытки прямого иностранного вмешательства во внутренние дела государств, имеющих отношение к деятельности ШОС. Я имею в виду посягательство на суверенитет, попытки расколоть общества, изменить путь развития стран и разорвать существующие политические, экономические и гуманитарные связи, на развитие которых потребовались века. Подобная атака была предпринята внешними силами против Беларуси, страны-наблюдателя ШОС. После президентских выборов на наших белорусских друзей оказывалось беспрецедентное давление, и они были вынуждены бороться с санкциями, провокациями и развернутой против них информационно-пропагандистской войной. Мы считаем недопустимыми попытки внешних сил навязать белорусскому народу какие-либо решения. Им нужно дать время разобраться во всем и предпринять все необходимые шаги. То же самое можно сказать о недавних событиях в Киргизии и разворачивающейся внутриполитической борьбе в Молдове”. 

Хаос с передачей власти в Вашингтоне предоставил Москве шанс разобраться в стратегически важном кавказском регионе. Макрон был ключевым западным собеседником Путина во время кризиса в Нагорном Карабахе, поскольку Франция является сопредседателем Минской группы (наряду с Россией и США), и международная легитимность имеет решающее значение для Москвы.

Путин также информировал Эрдогана и консультировался с ним, таким образом признавая стремления Анкары как региональной державы и ее важность для России как партнера в области безопасности и стабильности.

Иран также попадает в уникальную категорию, учитывая его растущее сближение с Россией по региональным вопросам. Уровень взаимопонимания неуклонно трансформирует их отношения, придавая им стратегический характер. Тегеран однозначно поддержал инициативы Путина по Нагорному Карабаху.

Важно задачей будет возвращение азербайджанцев, которые были перемещены в 1990-х годах с оккупированных территорий, окружающих Нагорный Карабах. Пока неизвестно, сколько перемещенных лиц захочет вернуться. Возвращение перемещенных азербайджанцев в Нагорный Карабах должно пройти надлежащим образом. Шуша считается колыбелью азербайджанской культуры и заселение этого города будет очень эмоциональным политическим опытом.

Соглашение положило конец кровопролитной и разрушительной войне. Оно создает архитектуру безопасности и предусматривает меры для стабилизации ситуации.

10725 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ