Вестник Кавказа

Кому выгодна дестабилизация на юге Армении

Роберт Газарян
Кому выгодна дестабилизация на юге Армении

Политическая ситуация в Армении остается напряженной - протестная активность в Ереване уступила место предвыборной гонке между прежними и нынешними элитами. Сейчас оппоненты Никола Пашиняна пытаются подорвать его избирательную кампанию путем проведения в разных областях Армении стихийных акций общественного протеста.

Самым неспокойным регионом стала Сюникская область, где кортеж Пашиняна был освистан в городе Агарак, из-за чего глава правительства отменил ранее запланированные визиты в города Мегри и Каджаран. Сюник внезапно стал регионом, куда стекаются все недовольные действующей властью. Некогда одна из наиболее аполитичных областей с труднодоступным рельефом, вынужденная довольствоваться единственным безальтернативным маршрутом автодороги М2, стала ареной дискредитации пунктов трехстороннего Заявления по Карабаху от 9 ноября, предусматривающих деблокаду маршрутов и создание новых транспортных коридоров. Протесты на юге Армении инициированы теми, кто выступает против новых инфраструктурных проектов, поскольку именно по этому пункту Заявления оппоненты Пашиняна усматривают наиболее уязвимую позицию в политике партии власти, спекулируя на теме государственной безопасности.

В действительности же противники Пашиняна создают иллюзию антиправительственных настроений в Сюникской области, поскольку вопросы безопасности армянских рубежей обеспечивается по линии ОДКБ, а саму деблокаду транспортных маршрутов, в частности железнодорожного сообщения, курирует РЖД. Экономически Сюник - зона монопольного влияния иранского капитала, поскольку восточная и западная границы области закрыты, а дорога с остальными областями республики пролегает через труднодоступный Воротанский перевал. Реальные проблемы Сюника во многом возникли из-за транспортной блокады, по причине чего в области отсутствуют рынки сбыта местных товаров. Внутренний рынок от области довольно далеко, а потому вывозить готовую продукцию проблематично в связи с большими расходами на дорогу. В итоге местное население вынуждено ориентироваться на Иран.

Но такие проблемы находятся за пределами политической повестки оппозиции. Географическое положение области, блокада границ (с сопутствующей ей эмоциональной атмосферой) позволяют именно в этом регионе развернуть широкий антиправительственный фронт - в надежде, что выборная кампания Пашиняна увязнет в Сюнике.

Пашинян выступает гарантом соблюдения Заявления по Карабаху, но также не прочь продемонстрировать России невозможность восстановления транспортного коридора на юге республики. Политика Еревана сводиться к тому, чтобы максимально отстрочить выполнение соглашений до наиболее благоприятного времени, либо перенести реализацию проекта севернее Сюника с возможностью увеличить транзит по территории республики. Для реализации этой цели руководство Армении формирует политическую линию, согласно которой и для Армении, и для курирующих деблокаду структур РФ, наиболее выгодной должна стать разблокировка всех остальных транспортных маршрутов, существовавших в советское время. Такой шаг выгоден, прежде всего, Армении, так как позволит наладить более свободное сообщение с Россией и Ираном. В этом случае неспокойная обстановка на юге республики выгодна Пашиняну, так как вроде бы должна склонить руководство Россию к мысли, что разблокировка одного единственного 45-километрового железнодорожного маршрута через Мегри бессмысленна с точки зрения полной деблокады Армении, поскольку он не связывает дорогу с уже действующими армянскими коммуникациями.

В качестве альтернативы неспокойному Сюнику в Армении предлагают рассмотреть вариант восстановления транспортного сообщения по дороге Иджеван-Газах, который также связывает Армению и Азербайджан, а через территорию Армении - Турцию с Азербайджаном.

14740 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ