Вестник Кавказа

Иран расширяет железнодорожное сообщение с Центральной Азией и Кавказом

The Jamestown Foundation

Соединенные Штаты и другие западные страны упорно работали над тем, чтобы изолировать Иран. Но соседи Ирана, а также другие государства, включая Россию, Китай и республики Центральной Азии, понимают, что планы по созданию стратегически важных региональных транспортных маршрутов ”Север-Юг” и ”Восток-Запад” будут зависеть от развития иранских железных дорог и интеграции внутренней железнодорожной системы с приграничными странами. The Jamestown Foundation пишет, что Тегеран и его сторонники также осознают этот факт и все больше отдаляются от Запада, чтобы изменить карту региона. В этом свете заслуживает особого внимания мнения ряда иранских экспертов.

Замечания иранских аналитиков были вызваны недавним открытием железной дороги, соединяющей Хаф на северо-востоке Ирана с Гератом на западе Афганистана. По мнению специалистов из Тегерана, дорога открывает новые ”стратегические перспективы” для Ирана далеко за пределами Афганистана. Они считают, что новая железная дорога ”является одним из наиболее важных национальных и международных проектов, который не только укрепляет экономические и транспортные связи между Ираном и Афганистаном, но также повышает стабильность и безопасность, предоставляет возможности для создания рабочих мест и улучшает экономическую ситуацию во всем регионе”. Некоторые даже предполагают, что железнодорожное сообщение может способствовать росту нового культурного сообщества под руководством Ирана в этой части мира (IRNA, 10 декабря).

”Ветка Хаф - Герат возрождает Шелковый путь по части железных дорог и объединяет китайскую железную дорогу с Ираном через Афганистан, - написали аналитики правительственного информационного агентства Тегерана IRNA. - Таким образом, линия играет важную роль не только в развитии Афганистана, но и сети железных дорог для транзита товаров из Центральной Азии в Индийский океан, а также знаменует собой начало создания международных торговых коридоров ”Восток-Запад” и ”Север-Юг””. (IRNA, 10 декабря).

Такие, казалось бы, высокопарные заявления иранского информационного агентства подкреплены научным анализом, представленным в подробной статье Эбрахимбая Салами, специалиста по транспортным сетям в Тегеранском университете (Iess.ir, 6 декабря; Casp-geo .ru, 12 декабря). Салами отмечает, что новая иранская ветка позволит странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю, наладить связи с другими государствами за счет трасс международного стандарта с современным компьютерным управлением. Интеграция с Ираном приведет к уменьшению зависимости от российской железнодорожной системы, оставшейся с советских времен.

Тегеранский ученый пишет, что линия Хаф - Герат станет лишь первой частью более масштабных усилий по строительству железных дорог в восточном Иране и в прилегающих странах - проектов, которые ИРИ считает важными для своего собственного экономического развития и национальной безопасности, а также способствующими преодолению санкций путем интеграции в более широкий мир.

В этом Тегеран надеется на сотрудничество с Москвой, которая также заинтересована в достижении торговых целей в Индийском океане, и с Пекином в рамках его инициативы ”Один пояс - один путь” по соединению Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Россия и Китай уже инвестировали в иранские железнодорожные проекты, и Салами надеется, что они будут прилагать больше усилий, особенно если Москва и Пекин будут продолжать конфликтовать с Западом (Iess.ir, 6 декабря; Casp-geo.ru, 12 декабря).

Однако железнодорожные амбиции Ирана не исчерпываются его продвижением в Афганистан (в том числе через Туркменистан). Тегеран продолжает работать над интеграцией иранских железных дорог с железнодорожными сетями на Южном Кавказе. Последняя цель, в частности, получила импульс в результате подписанного 9 ноября в Москве трехстороннего соглашения о прекращении огня, положившего конец ожесточенным боевым действиям в Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Но что наиболее важно, с точки зрения Ирана, документ разблокировал работу над неразвитыми и заброшенными региональными транспортными сетями в направлениях север-юг, а также восток-запад (EDM, 3 декабря; News.day.az, 23 ноября; Casp-geo.ru, 7 декабря). Еще до того, как это произошло, Иран стремился расширить свою железнодорожную сеть до порта Энзели на Каспийском море, чтобы служить в качестве интермодального транспортного узла вдоль торговых коридоров, соединяющих Россию и страны Южного Кавказа и Центральной Азии (IRNA, 2 декабря 2018 г.; Casp-geo.ru, 7 декабря 2018 г.).

Иран возлагает огромные надежды на эту сеть, но как на востоке, так и на севере он сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны других игроков, которые, возможно, не хотят видеть его успех. На востоке, как предполагает Салами, у Пакистана собственная повестка дня и интерес к строительству железных дорог в северном и западном направлениях. Если Тегеран не завершит строительство своей сети, Пакистан сможет сыграть роль транзитного узла, хотя Иран сам надеялся воплотить эту цель в отношении Афганистана, Центральной Азии и, возможно, Китая. И, конечно же, он сталкивается с проблемами и на севере. Европа и Соединенные Штаты давно намеревались содействовать развитию железнодорожных линий на Южном Кавказе в обход Ирана и России. Теперь Турция, с открытием коридора Зангезур (через южную часть Армении), объявила о планах строительства железной дороги на восток до границы с азербайджанской Нахчывном и, в конечном счете, до Баку (агентство ”Анадолу”, РБК, 12 ноября).

Это может вызвать противоречия между Ираном и Турцией, а также с Западом. В нынешних условиях исход конкуренции будет зависеть в первую очередь от строительства региональных железных дорог, которые для государств, не имеющих выхода к морю, обычно представляют наиболее важный канал связи с внешним миром. Если отношения Ирана с Западом будут по-прежнему напряженными, Запад может поддержать Турцию. Тем не менее Тегеран демонстрирует своим прогрессом в строительстве трансграничной железной дороги в Афганистан, что даже в условиях санкций способен действовать, по крайней мере, до тех пор, пока его поддерживают Москва и Пекин.

14225 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ