Вестник Кавказа

Европе следует включить Карабах в повестку дня

IWPR

До сих пор в ЕС уделяли основное внимание экономическому сотрудничеству, а не урегулированию конфликтов, пишет глава Общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов в статье Karabakh Should Be On Europe’s Agenda, опубликованной на сайте британского Института по освещению войны и мира (IWPR). Он рекомендует Европе серьезнее относиться к нагорно-карабахскому конфликту.

Через четыре месяца после заключения соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе в мае 1994 года Азербайджан подписал крупномасштабный контракт с американскими и западными нефтяными компаниями. Это сформировало основу экономики государства; богатые энергетические ресурсы Азербайджана, а также его расположение на перекрестке региональных транспортных и коммуникационных систем сделали страну важным партнером для Европы.

В последующие годы в рамках общего соглашения с бывшими советскими республиками Азербайджан и Армения подписали новые документы с ЕС в сферах торговли, законодательства и культуры. Например, в начале 1990-х программа оказания технической помощи странам СНГ (ТАСИС) открыла возможности для оказания Европейским союзом технической и продовольственной помощи Азербайджану.

Вопрос Карабаха не был приоритетом, но был официально закреплен в плане действий, утвержденном после включения Азербайджана в Европейскую политику соседства в 2004 году. В соответствии с этим ЕС должен оказывать политическую поддержку усилиям Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта. Вклад ЕС заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на установлении политического диалога и содействии укреплению доверия. С 2006 года ЕС финансировал Европейское партнерство по мирному урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха для поддержки инициатив гражданского общества с участием обеих сторон. Кроме того, спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу продолжал оказывать поддержку посреднической миссии Минской группы ОБСЕ, регулярно консультируясь с официальными лицами и активистами гражданского общества во время визитов в регион.

В 2009 году стартовала программа "Восточное партнерство" при участии и Азербайджана и Армении. Территориальная целостность Азербайджана и тот факт, что Карабах остается ключевым внутренним вопросом, были центральной политической темой переговоров Баку с ЕС. Армянской стороне не позволялось призывать к признанию фейкового режима "НКР" в качестве стороны переговоров на мероприятиях в Европе.

Азербайджан неоднократно предлагал обновить состав Минской группы и заменить Францию Германией. Тот факт, что во Франции проживает самая большая в ЕС армянская община мог повлиять на посредническую деятельность страны.

В ЕС продолжили вести осторожную политику в отношении Карабаха. Когда 24 ноября 2017 года между Евросоюзом и Арменией было подписано соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, стало ясно, что ЕС основывает свою стратегию сотрудничества на деликатном подходе к Карабаху.

Несмотря на такую деликатность, последняя эскалация конфликта сделала эти усилия неуместными. Военные действия, начавшиеся в зоне нагорно-карабахского конфликта 27 сентября, оставили мало возможностей для дипломатов и посредников. Минская группа ОБСЕ проявила нерешительность, а заявление президента США Дональда Трампа о том, что он направит в Карабах миротворцев из Скандинавии, не было воспринято всерьез.

Россия, при содействии которой было достигнуто соглашение о прекращении огня от 10 ноября, положившее конец военным действиям в регионе, разместила в Карабахе российских миротворцев. Но урегулирование конфликта путем переговоров все еще необходимо. Основным посредником в переговорном процессе может стать Минская группа, мандат которой признан ЕС.

С достижением стабильности региональное экономическое сотрудничество будет только расширяться. Представляется неизбежным, что это сотрудничество затронет экономику как Армении, так и Азербайджана, и что ЕС примет участие в восстановлении отношений между этими странами.

11820 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ