Вестник Кавказа

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, и у Таджикистана не останется иного выбора

The Diplomat
Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, и у Таджикистана не останется иного выбора

В последние недели в Таджикистане ведутся дискуссии о потенциальном членстве в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Хотя вопрос о вступлении Таджикистана в ЕАЭС уже давно включен в повестку дня, будущее Таджикистана в этой организации частично зависит от решения и сроков вступления Узбекистана в блок. Курс Ташкента будет определяющим для Душанбе. Когда Узбекистан войдет в организацию, у Таджикистана не останется иного выбора, кроме как последовать за ним.

The Diplomat в материале Will Tajikistan Ever Join the Eurasian Economic Union? пишет, что дискуссии о членстве в ЕАЭС возобновились 30 июля, когда глава таможенной службы Таджикистана Хуршед Каримзода, выступая неофициально, заявил, что вступление в ЕАЭС будет иметь негативные последствия для страны. По его словам, не будет поступлений от таможенных пошлин, составляющих значительную часть бюджета страны. Каримзода считает, что лучше продолжить двусторонние экономические отношения со странами-членами ЕАЭС.

Через несколько дней, 3 августа, министр экономического развития и торговли Таджикистана Завки Завкизода сказал, что Таджикистан изучает преимущества и недостатки вступления в ЕАЭС других стран. По его словам, решение о присоединении страны к союзу будет принято только после тщательного анализа.

Комментарий Завкизоды был аналогичен заявлению президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в июне 2019 года, когда он впервые заявил о проблемах с поиском рынков для продукции узбекского производства и объявил, что Ташкент рассматривает плюсы и минусы присоединения к ЕАЭС.

Учитывая зависимость Таджикистана от экономики и торговых территорий Узбекистана, политические и экономические параллели между двумя странами неудивительны. Все международные железные дороги Таджикистана и большая часть его автомобильных магистралей должны проходить через Узбекистан для обеспечения доступа к рынкам для импорта и экспорта.

Еще в 2019 году высокопоставленный сотрудник одного из экономических институтов Таджикистана анонимно рассказал о негативных последствиях для страны в случае членства Узбекистана в ЕАЭС. По его словам, во-первых, вступление Узбекистана в ЕАЭС сделает Таджикистан единственной страной без синхронизированных и усовершенствованных таможенных, санитарных и фитосанитарных норм, которых придерживаются члены ЕАЭС в регионе (за исключением Туркменистана). Кроме того, чиновник добавил, что Узбекистан станет более привлекательным по сравнению с Таджикистаном для инвестиций, благодаря общему рынку ЕАЭС. Другая проблема заключается в том, что большие транспортные коридоры не будут проходить через Таджикистан, чтобы избежать повышения таможенных пошлин, и это еще больше изолирует страну.

Судя по всему, в Душанбе внимательно следят за деятельностью Ташкента в рамках ЕАЭС и откладывает окончательное решение по собственному курсу. Еще в 2016 году Министерство экономического развития Таджикистана завершило и представило правительству исследование, посвященное анализу экономических последствий возможного членства Таджикистана в ЕАЭС.

Председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Старр в конце 2019 года предположил, что заявление Ташкента об отсрочке своего решения о вступлении в ЕАЭС должно помочь Душанбе подготовиться к экономическим последствиям, которые за этим последуют.

И Узбекистан, и Таджикистан испытывают одинаковое давление со стороны России по вопросу вступления в организацию. Одна из проблем - трудовые мигранты, которых обе страны отправляют в Россию. Хотя общее количество трудовых мигрантов из Таджикистана не так велико, как из Узбекистана (по данным Отдела народонаселения ООН, в 2019 году их количество составило 424 727 и 890 893 соответственно), по отношению к общей численности населения Таджикистан отправляет большее число людей (5% и 3% соответственно). Таким образом, денежные переводы, которые отправляют мигранты, составляют большую долю ВВП Таджикистана по сравнению с Узбекистаном.

Таджикистан, у которого экономика слабее, чем в Узбекистане, географически привязанный к соседней стране, сильно зависит от решений Ташкента. Потенциальное членство Ташкента по умолчанию окажет серьезное давление на Душанбе, усилив опасения по поводу изоляции. Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, у Таджикистана не останется иного выбора, кроме как последовать за ним.

30515 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ