Действия Армении в Карабахе представляют угрозу европейской безопасности

Действия Армении в Карабахе представляют угрозу европейской безопасности

Утром 27 сентября в зоне нагорно-карабахского конфликта возобновились крупномасштабные военные действия, которые привели к значительным жертвам. Эскалация насилия, достигшая беспрецедентного уровня после оккупации Арменией Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов около 30 лет назад, представляет собой серьезную угрозу не только для региональной безопасности, но и для европейской безопасности и геополитической стабильности, пишет британский сайт о Евросоюзе EUtoday в материале Armenia's military escalation in Nagorno-Karabakh: a major threat to European security.

.Как заявил президент Ильхам Алиев, Азербайджан ведет боевые действия в рамках своих международно признанных границ, за восстановление своей территориальной целостности и за возвращение около миллиона беженцев и внутренне перемещенных лиц на родные земли. Несмотря на резолюции Совета Безопасности ООН (822, 853, 874, 884) от 1993 года, призывающие к немедленному выводу вооруженных сил Армении, с начала 1990 годов 20% территории Азербайджана остается под незаконной армянской оккупацией.

На протяжении почти 30 лет Армения не выполняет свои обязательства по международному праву и нарушает статью 49 Женевской конвенции, расселяя сирийских и ливанских армян на оккупированных азербайджанских территориях. 4 октября вооруженные силы Армении нанесли ракетные удары по Гяндже, второму по величине городу Азербайджана, который находится в 100 км к северу от зоны нагорно-карабахского конфликта. Наряду с Гянджей нападениям подверглись города Хызы, Мингячевир, Тертер, Горадиз, Бейлаган, Барда и Абшерон, в результате погибли и были ранены местные жители. По имеющимся данным, Армения вербует наемников с Ближнего Востока, одновременно наращивая военное присутствие на оккупированных азербайджанских территориях и вдоль азербайджано-армянской границы; не говоря уже о ведении дезинформационной войны против Азербайджана.

Это не первый случай, когда Армения пытается расширить линию фронта с Азербайджаном в регионах, расположенных далеко от Нагорного Карабаха. 12 июля вооруженные силы Армении открыли артиллерийский огонь по азербайджанским позициям в Товузском районе на границе между Азербайджаном и Арменией, в 300 км к северу от оккупированных территорий Нагорного Карабаха, в результате чего погибли 12 азербайджанских военнослужащих и 76-летний мирный житель.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и министр обороны Давид Тонаян стремятся расширить конфликт по обе стороны международно признанной государственной границы, следуя доктрине Тонояна о "новой войне за новые территории", с целью укрепления своих позиций в переговорах и поиска предлога для интернационализации конфликта путем вовлечения других крупных региональных держав, таких как Россия.

Расширяя зону боевых действий на азербайджанские города, такие как Гянджа, которые находятся рядом с Южным газовым коридором, они стремятся разрушить стратегическую инфраструктуру Азербайджана, через который идут энергоресурсы с месторождений Каспийского моря в Европу, и который служит ключевым коридором для транспортных маршрутов между Европой и Азией. В условиях пандемии, где региональная геополитика тесно переплетается с ближневосточной, эти события представляют собой тревожную угрозу не только региональной стабильности, но и энергетической безопасности Европы.

За всеми этими провокациями нетрудно распознать тайную цель Пашиняна - отвлечь общественное мнение от внутренних проблем и компенсировать свою внутреннюю слабость агрессивной внешней политикой. Пашинян подвергается резкой критике за неэффективность в борьбе с пандемией Covid-19 и неспособность осуществить обещанные им политические и экономические реформы. Его "бархатная революция" привела к репрессиям против лидеров оппозиции, давлению на СМИ, а также к потере независимости суда. По недавней оценке международного рейтингового агентства Fitch, экономика Армении сократится примерно на 6,2% в 2020 году. Неблагоприятная демографическая тенденция может еще сильнее повлиять на экономику Армении, сильно зависящую от российских денежных средств и переводов из-за рубежа, а также создаст угрозу безопасности в стране в разгар "уже не столь замороженного" конфликта.

В минувшую субботу в Москве было заключено соглашение о прекращении огня в гуманитарных целях, но Армения продолжала обстреливать территории Тертерского и Агдамского районов, в результате чего 10 мирных жителей Гянджи погибли и 35, включая шестерых детей, были ранены.

Запад не должен закрывать глаза на эти грубые нарушения режима прекращения огня, помня о постоянных усилиях Пашиняна по подрыву переговорного процесса при посредничестве Минской группы ОБСЕ с момента его прихода к власти в 2018 году.

Назвав азербайджанскую территорию Карабаха "армянской" и сославшись на ее возможную аннексию во время посещения исторического азербайджанского города Шуша после незаконных выборов на оккупированных территориях, армянский противник компромисса не проявил доброй воли для продвижения мирных переговоров. Хуже того, он отверг Мадридские принципы, могли бы служить основой для переговоров с 2007 года, и попытался изменить формат переговоров, потребовав участия в них незаконного режима "НКР", не признанного ни одной страной мира, даже Арменией. Пашинян дошел до того, что назвал кровавую бойню в Ходжалы, устроенную армянскими войсками в 1992 году, в результате которой было убито более 600 мирных жителей Азербайджана, включая женщин и детей, "пропагандистской уловкой".

Это резко контрастирует с конструктивным подходом к мирным переговорам президента Азербайджана Ильхама Алиева, который гарантирует все права этническим армянам, проживающим в Нагорном Карабахе, в случае полного восстановления территориальной целостности. Многоконфессиональный и мультикультурный Азербайджан рассматривается в регионе как образец толерантности. Подобно другим национальным меньшинствам, таким как лезгины, русские, талыши, татары и евреи, армяне уже мирно и комфортно живут в Азербайджане.

Несмотря на связи с Арменией в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Россия сохраняет нейтралитет. Это ответственный подход великой страны, с которой у Азербайджана теплые отношения и общее советское наследие. У Баку также прекрасные отношения с другими странами ОДКБ - Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном.

В отличие от Армении, у Азербайджана нет ревизионистских планов, власти страны продолжают выступать за дипломатическое решение по восстановлению справедливости в соответствии с принципом территориальной целостности, закрепленным в международном праве. Являясь союзником Запада и стратегическим партнером ЕС в области энергетики, торговли, инвестиций и борьбы с терроризмом, Азербайджан обеспечивает около 5% потребности ЕС в газе. Инфраструктурные проекты, такие как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, на которые сейчас нацелена Армения, важны не только для Азербайджана, но и для Европы.

Нарушающая международное право экспансионистская политика Армении представляет собой реальную угрозу как для Азербайджана, так и для ЕС, поскольку на карту поставлено не только будущее Азербайджана, но и безопасность восточной границы Европы, ее энергетическая безопасность, а также геополитическая безопасность и устойчивость ее ближайшего окружения.

13480 просмотров







Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!