Вестник Кавказа

Человечество, в целом, слишком стационарная система

Михаил Симонов
Человечество, в целом, слишком стационарная система

Цивилизация помялась, поморщила лоб, еще раз помялась и решила попытаться вернуться к прежней жизни. Той, что была до пандемии. При том, что пандемия еще не закончилась. Человечество подсчитало экономические убытки и ужаснулось. Ужаснулось более, чем от сотен тысяч состоявшихся смертей и смертей, ожидающихся от COVID-19. Когда же нефть – мечта и вожделение миллионов, ушла в минусовую стоимость, т.е. чтобы избавиться от образовавшихся излишков надо ее просто отдать да еще самому оплатить отгрузку, решение пришло само собой.

Как цинично заявил президент США Дональд Трамп еще только на начальном этапе распространения коронавируса – надо подсчитать, что дешевле: человеческие жизни или остановка экономики. Теперь с выбором, похоже, ясно.

Первыми, или это просто заметнее, чем все остальное, зашевелился спортивный бизнес. Никакой вирус не отменил "сделку века" - покупку компаниями Саудовской Аравии английского футбольного клуба "Ньюкасл". По британскому законодательству этот делать нельзя. Об этом как-то писал "Вестник Кавказа". Но если очень хочется, то можно. Тем более в условиях кризиса - это о Великобритании, допускающей лазейки размером с тоннель под Ла-Маншем в своем законодательстве. Но суть не в том – в конце концов, за "Ньюкасл", клуб не с последней биографией, можно порадоваться – вероятно, одной сильной командой станет больше. Речь о том, что в королевстве обсуждают варианты возобновления национального чемпионата. Их много. Значит, вот-вот возобновят. Отступила эпидемия? Нет? Или отступила с момента выздоровления премьера Бориса Джонсона?

В Германии клубы уже тренируются, и тоже вот-вот начнут. В Испании, решившей было объявить итоги сезона согласно промежуточным результатам, т.е. тем, какие были у команд на момент остановки чемпионата, моментально назрел такой футбольный бунт, что боссы тут же заговорили о вариантах продления турнира в ближайшие дни. То же самое в Италии, переживающей национальную катастрофу.

В Америке рассматривают возобновление регулярных чемпионатов по хоккею и баскетболу в отдельных штатах. То есть перевести все команды в пару-тройку чистых от коронавируса штатов и играть там.

Спорт разве это не развлечение для спокойного и сытого времени? Конечно. Но это и колоссальный бизнес. Одна газета написала, что за матчи, которые не доиграют, лиги, а стало быть, и клубы недополучат сотни миллионов евро или долларов, что отразится на будущих телевизионных контрактах: они вряд ли смогут диктовать условия и, значит, заработки пойдут по нисходящей в сравнении с прошлыми годами.

А телевидение ждет их. Тому, кто еще месяц назад вдруг сказал бы, что, например, по "Матчу" будут показывать футбол с приставки FIFA, а чемпионат Белоруссии будет пользоваться повышенным интересом, покрутили бы пальцем у виска. Но сегодня это реальность.

Спорт – это не только спортсмены и большие деньги. Это еще тысячи людей, которые сейчас сидят без работы - обслуживающий персонал, производители и продавцы атрибутики, работники стадионов, сотрудники клубных структур, аналитики, врачи, психологи, диетологи, букмекеры, игроки на тотализаторах и многие-многие другие. Спорт – составная и заметная часть глобальной экономики. Поэтому его стараются вернуть, как двигатель или искру для оживления всей остальной экономики. Без зрителей? Да ради Всевышнего – от телевидения деньги перекрывают пустые стадионы. И как только этот двигатель пусть с "чиханием" и перебоями заработает, то начнет подтягиваться все остальное.

Но что все это показывает одновременно? Цивилизация сдает экзамен безжалостному экзаменатору и, похоже, сдав его, продолжит свой путь. С той же самой точки, на которой остановилась. В том же самом направлении, какое выбрало и в каком шло.

Мир не будет прежним после пандемии? Ой ли. Да, в чем-то не будет. Ведь невидимый СOVID-19 со всеми своими произошедшими мутациями восстановил границы между странами, освежил в памяти не особо забытые идеи национальной идентификации, выпятил национальный эгоизм и заодно продемонстрировал уязвимость мировых экономик, недостаточный для моментального реагирования на подобные вызовы уровень науки и здравоохранения. К пандемии оказались не готовы ни межгосударственные альянсы, ни отдельные страны.

Более трех месяцев вирус атакует человечество. Кому было дело до Китая, Кореи или Ирана? Не вспоминается ничего, кроме дежурно высказанных тревог и сожалений, а также не к месту заявленных циничных подозрений. Куда делась хваленая европейская солидарность, когда на севере Италии перестали успевать хоронить умерших?

Громоздкие бюрократические аппараты межгосударственных организаций, кажется, даже на подходящие заявления не сподобились, укрепив подозрения в том, что, кроме проведения помпезных конференций и выдумывания банальных рекомендаций или странных регуляций, на что другое малопригодны.

Ладно ООН, инертность которой давно только усиливается. Но рядом оказался Евросоюз. Иного ожидать, возможно, не стоило, если могучая Великобритания покинула ЕС и считает себя свободной от обязательств, моральных в том числе, а другие лидеры – Германия и Франция начали решать свои проблемы в пределах своих границ. Или наоборот – европейцы стали спасаться в одиночку, потому что ничего внятного не дождались от межгосударственного руководства, от ЕС? Только сейчас появились какие-то сообщения о готовности одних помочь другим. Умышленно обхожу вниманием недавние позорные действия в виде присвоения одним государством масок, предназначенных для другого, или защитных костюмов.

Пандемия еще не закончилась. Просто ее готовы объявить закончившейся. Чего уж там, если такие страны, как Украина и Грузия, чья совокупная экономика в мировом масштабе – это даже не сотая часть процента, признавая, что пик эпидемии не пройден, уже готовятся смягчать карантинные режимы!

Человечество, еще не сдав экзамен на выживаемость, решило начать сдавать еще один, по итогам которого станет понятно, способно ли оно сделать так, чтобы мир, уязвимость которого выявилась при пандемии, не стал хуже, чем до нее. Пока не похоже, что оно – человечество – готово или хочет что-то менять. И если это так, то, значит, уязвимость и хрупкость мира останутся. Но кто знает, каким будет следующий безжалостный вирус.

Конечно, хочется, чтобы мир стал лучше. Но, когда задумываешься над этим, почему-то первым делом вспоминается фраза Стругацких: "Человечество - слишком стационарная система, чтобы ее чем-то пронять…"

8285 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ