Вестник Кавказа

Баку и Анкара приглашают Армению в коридор возможностей

"Сабах"
Баку и Анкара приглашают Армению в коридор возможностей
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Открытие коридора, связывающего Нахчыванскую автономную республику с остальной частью Азербайджана в соответствии с недавно подписанным соглашением, обладает потенциалом для развития государств региона и коренного изменения регионального баланса, пишет турецкая "Сабах" в материале Nakhchivan corridor to provide new opportunities, increase regional cooperation, experts say.

После 44 суток боев в Нагорном Карабахе Азербайджан и Армения при посредничестве России договорились о полном прекращении огня в прошлом месяце. С постепенной реализацией условий соглашения страны региона связывают создание транзитного коридора, который свяжет "материковый" Азербайджан с Нахчываном. Эксперты подчеркивают, что открытие этого коридора откроет для региона новые возможности, перспективы развития сотрудничества и торговли.

"Новые торговые маршруты открывают новые возможности не только для вовлеченных в них государств, но и для региона в целом", - сказал научный сотрудник грузинского аналитического центра Geocase, профессор Европейского университета в Тбилиси Эмиль Авдалиани. "Новый коридор означает для Турции возможность для закрепления своего влияния в Каспийском регионе", - заявил эксперт, добавив, что это было "давней амбицией турецкого руководства с момента основания Турецкой республики" и что Анкара уже объявила о планах строительства железной дороги и газопровода до Нахчывана.

"Коридор может радикально повлиять на региональный баланс, если он перестанет быть просто коридором для передвижения азербайджанцев, и станет экономическим и торговым маршрутом по оси запад-восток, - сказал декан факультета экономических, административных и социальных наук в Университете Кадир Хас Митат Челикпала. - Коридор может превратить Нахчыван в центр притяжения, а регион станет своего рода зоной свободной торговли".

Эксперт Центра гуманитарных и социальных исследований (İNSAMER) по проблемам Евразии Бурак Чалышкан считает, что добившись включения коридора в соглашение, Азербайджану удалось изменить региональный статус-кво: "Установление сухопутного сообщения между Азербайджаном и Нахчываном также связывает друг с другом Турцию и Азербайджан".

Создание коридора было частью мирного соглашения, подписанного 9 ноября, по которому Азербайджану была возвращена значительная часть Нагорного Карабаха, а Армении пришлось покинуть все оккупированные районы вокруг Нагорного Карабаха. Согласно девятой статье соглашения, Армения должна обеспечить транспортное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахчываном, а также строительство новых транспортных коммуникаций. Транзитный маршрут, который соединит Азербайджан и анклав, расположенный примерно в 450 км к западу от Баку и окруженный Турцией, Ираном и Арменией, был охарактеризован президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым как "историческое достижение".

"Мы выводим Нахчыван из окружения, в то же время открываем новую транспортную артерию. Могу сказать, что все страны будут извлекать из этого только выгоду", - сказал Алиев 1 декабря, добавив, что теперь "Азербайджан соединяется с Турцией". Президент заметил, что Армения тоже может подключиться к этому коридору и может быть создана новая платформа сотрудничества.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во время визита в Азербайджан 12 ноября заявил, что коридор принесет пользу всем странам региона, включая Армению.

Авдалиани отметил, что Армения может получить выгоду от коридора "хотя бы от платы за транзит". Он сказал, что для определения эффективности коридора некоторые вопросы пока остаются без ответа: "Будет ли маршрут открыт только для турок и азербайджанцев? Как будет осуществляться управление коридором? Какие транзитные сборы потребует Ереван? И какие препятствия власти Армении способны создать, если будут недовольны условиями? Сколько готовы инвестировать Азербайджан и Турция в участок маршрута, который будет проходить через Армению?"

Челикпала подчеркнул, что коридор может расширить трехстороннее сотрудничество Турции, Грузии и Азербайджана, и Армения также может быть включена в этот процесс, если она будет придерживаться мирной политики, добавив, что подобное сотрудничество может полностью изменить регион.

Авдалиани указал, что гипотетически этот маршрут может быть включен в китайскую инициативу "Один пояс - один путь".

Челикпала также заявил, что Китай может присоединиться к региональному сотрудничеству, если будет принят всеобъемлющий подход.

Турция и Азербайджан связаны напрямую

С открытием коридора Турция теперь сможет получить доступ к Азербайджану, воспользовавшись своей 17-километровой границей с Нахчываном, не используя Иран в качестве транзитного пункта. "Этот коридор позволит Турции получить доступ к Азербайджану, не нуждаясь в Иране или Грузии, - сказал Чалишкан. - Сокращение перевозок будет выгодным для обеих стран с точки зрения торговли, в то время как наиболее важным следствием коридора является то, что Турция получит прямую связь с тюркским миром". Чалышкан пояснил, что соединение Турции и Азербайджана с Центральной Азией через Каспийское море "увеличит конкретные возможности сотрудничества в регионе", но добавил что Иран, опасаясь усиления геополитических выгод Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии, может попытаться воспрепятствовать созданию коридора.

Тегеран теряет геополитические и торговые рычаги

Что касается влияния коридора на Иран, Авдалиани сказал: "Для Ирана новый коридор может означать серьезное изменение транспортных маршрутов в регионе. На протяжении десятилетий Азербайджан зависел от Ирана в плане транзита энергоносителей и других поставок в Нахчыван. Условия ноябрьского соглашения по Карабаху могут все изменить". "Поскольку Армении придется открыть коридор через свою территорию, чтобы Азербайджан мог транспортировать товары напрямую в Нахчыван, геополитическое влияние Тегерана на Баку уменьшится", - подчеркнул эксперт.

По данным Авдалиани, власти Ирана надеются, что новый коридор будет обслуживать только местное сообщение между Азербайджаном и Нахчываном, "но даже в этом случае транзитная зависимость Баку от Ирана ослабнет".

Джавад Хедаяти, возглавляющий транзитные операции в министерстве транспорта Ирана, заявил 17 ноября, что новый коридор не повлияет на транзит через его северные автомобильные и железные дороги, и что Иран по-прежнему останется благоприятным маршрутом для торговли между странами.

"Вероятно, что этот коридор будет просто обеспечивать местное движение между Азербайджанской Республикой и Нахчываном", - цитирует Хедаяти информационное агентство Fars. Он добавил, что Армения может воспрепятствовать доступу Турции к коридору для грузовых или пассажирских перевозок через Нахчыван в Азербайджан, в страны к востоку от Каспийского моря. Хедаяти также заявил, что Иран по-прежнему является лучшим вариантом для тех, кто хочет перевозить грузы из Европы и Турции в страны по обе стороны Каспийского моря, поскольку "топливо в Иране дешевое, а многие другие преимущества заставили владельцев грузовых перевозок предпочесть иранские дороги для перевозки товаров".

Сказав, что Иран понесет как экономические потери, так и потеряет популярность в качестве транзитного маршрута, Чалишкан заметил, что из-за открытия коридора Тегеран также может столкнуться с проблемами, связанными со его транспортными маршрутами в Армению.

"Тем не менее вариант с Ираном, выбравшим сотрудничество, а не конфликт, будет выгоден как ему самому, так и странам региона", - добавил Чалишкан. Он также отметил, что Иран не обязательно должен быть исключен из сотрудничества, наоборот, он может стать одним из наиболее важных рынков для такого торгового маршрута.

"Грузию также беспокоит возможное развитие нового коридора, поскольку на протяжении десятилетий через страну из Азербайджана к Черному морю и Турции проходили различные трубопроводы, дороги, а также крупная железная дорога", - напомнил Авдалиани. Тем не менее эксперт указал, что, учитывая неопределенность планируемого маршрута, маловероятно, что Баку и Анкара выделят большие ресурсы для налаживания связей через территорию Армении.

"Инфраструктура, проходящая через Грузию, полностью функционирует и, вероятно, останется основным связующим звеном. Возможно, маршруты через Грузию и Нахчыван будут скорее дополнять друг друга, чем противопоставляться друг другу", - заявил он.

16435 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ