Вестник Кавказа

Выборы в Иране: большие надежды Запада и страхи Израиля

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Выборы в Иране: большие надежды Запада и страхи Израиля
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Избрание на пост президента ИРИ 64-летнего умеренного богослова Хасана Рухани из лагеря "реформаторов" дало западным странам надежду на прогресс в ключевых вопросах ближневосточного региона.

Победа в первом же туре на прошедших в Иране президентских выборах кандидата-реформатора Хасана Рухани, которого условно причисляют к лагерю "умеренных исламистов" (естественно, с учетом возможных масштабов умеренности в иранских реалиях) стала для наблюдателей неожиданностью. На фоне жестких санкций в отношении ИРИ значительная часть экспертного сообщества предсказывала успех более консервативных кандидатов – тем более, что соответствующие тенденции отчетливо проявились на последних парламентских выборах в ИРИ. Победу в нынешней президентской гонке прочили, скорее, мэру Тегерана Мохаммад-Багеру Галибафу или же постоянно цитируемому мировыми СМИ главному "ядерному переговорщику" страны Саиду Джалили.

На Западе победу Хасана Рухани восприняли с воодушевлением. Там бытует мнение, что после Махмуда Ахмадинеджада, запомнившегося, в том числе, и своими скандальными высказываниями о необходимости стереть с лица земли государство Израиль, приход к власти более умеренного политика поможет вывести из тупика отношения с Ираном. К тому же, скандальные высказывания Махмуда Ахмадинеджада давали веские аргументы израильской дипломатии, которая, умело обыгрывая тему "неадекватности" и "непредсказуемости" тегеранского режима, успешно продавливала введение все более жестких санкций против иранцев.

Хасан Рухани, защитивший научную степень доктора философии в Календонском Университете в Глазго и владеющий английским, французским, немецким, русским и арабским языками, воспринимается иначе. Он, в отличие от своего предшественника, является, выражаясь современной российской политической терминологией, "рукопожатной фигурой" для Запада.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике Кэтрин Эштон поспешила направить поздравление новоизбранному иранскому президенту. "Иранский народ на выборах 14 июня выбрал нового президента. Объявленные результаты выборов свидетельствуют, что иранцы решили доверить Хасану Рухани сильный мандат на управление Ираном в течение следующих четырех лет. Я желаю господину Рухани успеха в формировании нового правительства и в принятии своих новых обязанностей. Я по-прежнему твердо привержена работе с новым иранским руководством в целях скорейшего дипломатического решения ядерной проблемы", - говорится в распространенном в ночь на 16 июня заявлении главы внешнеполитического ведомства ЕС.

Позитивный сигнал в Тегеран послали и из Вашингтона: администрация Барака Обамы вновь подтвердила свое намерение начать прямые переговоры с новым иранским правительством по поводу атомной программы Ирана.

Иранский президент также высказал свою заинтересованность в восстановлении отношений с западными странами. "Ирану нечего скрывать. Однако для того, чтобы продолжать развитие иранской ядерной программы, мы должны достичь консенсуса внутри страны, а также восстановить дружеские отношения и взаимопонимание на международном уровне. Все получится только путем диалога", - сказал Рухани еще в ходе предвыборной кампании. После своего избрания Рухани и вовсе сделал то ли прогноз, то ли анонс, заявив, что в ближайшее время ЕС сделает важные шаги в сторону Ирана. Что имел ввиду иранский президент, до конца не ясно, однако, речь идет, скорее всего, о частичной отмене санкций Евросоюза против Ирана.

Безусловно, роль Хасана Рухани, как и любого другого президента ИРИ, не стоит и переоценивать. В конечном итоге, главным "кукловодом" в исламской республике продолжает оставаться верховный аятолла Али Хаменеи. Он и определяет политику Ирана, как в вопросе ядерной программы, так и в сирийском конфликте, так и в вопросах внутренней политики. К тому же, справедливости ради следует отметить, что Махмуд Ахмадинеджад был фактически единственным за всю историю ИРИ президентом, осмелившимся бросить вызов клерикальной элите. Он последовательно пытался ослабить влияние мулл на государственный аппарат, что, собственно, и привело к его продолжительному конфликту с аятоллой Хаменеи.

Хасан Рухани, в отличие от своего предшественника на посту президента, даже несмотря на свою "умеренность" является представителем все той же клерикальной элиты, и едва ли приходится ждать от него каких-либо глубоких реформ сложившейся политической системы.

Другое дело, что приход нового человека на пост президента теоретически может открыть окно возможностей для "перезагрузки" в отношениях между Вашингтоном, Брюсселем и Тегераном. Но и здесь есть кажущиеся непреодолимыми сложности: было бы наивно полагать, что иранцы с приходом Рухани отступятся от поддержки Башара Асада в союзной им Сирии, которую называют и "внешней линией фронта" Ирана. Западные страны во главе с США, запустив порядком приевшийся со времен иракской кампании сценарий применения "химического оружия" со стороны правительства, уже начали поставки современных вооружений сирийским мятежникам. Следовательно, как минимум, один серьезный камень преткновения для возможного сближения Ирана с Западом уже есть.

К перспективе изменения Ираном своей традиционной внешнеполитической линии и приоритетов подчеркнуто скептично относятся в Тель-Авиве. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предупредил мировое сообщество о том, что не стоит питать энтузиазма по поводу приходу к власти Хасана Рухани. "Не следует принимать желаемое за действительное", - заявил Нетаньяху, отметив, что иранская ядерная программа должна быть остановлена "любым способом". Опасения Израиля понятны: эйфория по поводу победы кандидата-реформатора в Иране может продлиться определенное время – возможно, именно это время и необходимо иранскому режиму для создания атомного оружия.

17300 просмотров