Вестник Кавказа

В Казахстане наступила политическая весна

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
В Казахстане наступила политическая весна

В Нур-Султане и Алматы прошли первые за долгое время санкционированные властями митинги. Участники акций призвали власть к проведению конституционной и политической реформы, а также обсудили социальные и экономические проблемы. Проведение следующего митинга запланировано на 15 июля. О своих проблемах будут говорить обманутые дольщики.

В минувшее воскресенье в Казахстане одновременно состоялись два митинга. В Алмыты отстоять свое право на мирное собрание пришло несколько сот человек. Примечательно, что местные власти дали разрешение на проведение акции только с 36 раза и лишь когда избранный президент Касым-Жомарт Токаев пообещал после победы на внеочередных выборах пересмотреть выдачу разрешений на проведение мирных митингов.

Один из участников акции заявил местным СМИ, что Казахстану нужны перемены, и они должны быть кардинальными, а не такими, какие предлагает власть. Перемены должны иметь институциональный характер, они должны быть глубокими, в первую очередь - политическими, а потом уже экономическими.

Многие говорили, что пришла пора переходить от разрешительного порядка проведения митинга к уведомительному, и осуждали подавление мирных протестов в день выборов и в последующие, а также массовые задержания их участников. Участники акции пришли с плакатами: "За мирный митинг без разрешения", "Когда, если не сейчас?", "Мне не нужно разрешение, чтобы говорить", "Страшно – не говорить, страшно – молчать", "Этот плакат пуст. Я проснулся в стране, где пустой плакат уже заявление". Последний плакат, похоже, является отсылкой к случаю в Уральске, где  активиста Аслана Сагутдинова, который вышел на площадь с чистым листом бумаги, задержали полицейские. На этот раз обошлось без арестов.

Спокойно прошел митинг и в Нур-Султане. Акция была организована правящей партией "Нур Отан" (Отечество), но требования были острыми.

Участники акции, как сообщило радио Азаттык, выступали против строительства атомной электростанции в Казахстане, продажи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, коррупции. Призывали перейти к выборности губернаторов и судей, прекратить препятствовать работе независимых профсоюзов, предоставить жилье многодетным семьям, решить проблем обманутых дольщиков. Некоторые предложили вернуть столице прежнее название – Астана. Город был переименован в Нур-Султан по инициативе Касым-Жомарта Токаева, вступившего в должность президента в марте после сложения Назарбаевым полномочий.

По завершении мероприятия была принята резолюция, которую организаторы передали властям. В ней, в частности, указывается на необходимость создать "народную комиссию по выработке предложений конституционной реформы, взяв за основу Конституцию 1993 года", учредить однопалатный парламент, изменить законодательство о выборах и референдуме, политических партиях, мирных митингах и шествий, а также об организации политических партий, общественных движений и неправительственных организаций, обеспечить прозрачность использования средств пенсионного фонда, списать ипотечные кредиты на единственное жилье социально уязвимых категорий населения, не допустить строительства АЭС.

Аналогичная резолюция была принята и в Алматы, с той разницей, что митингующие требуют прекратить "порочную практику разгонов мирных собраний".

Политолог, президент общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев сказал "Вестнику Кавказа", что у властей есть понимание того, что народу необходимо выпустить пар. Это связано и со сменой власти, и с несанкционированными митингами, которые прошли в мае и когда было арестовано около 1000 человек. Это вызвало резонанс и в Казахстане, и за рубежом.

"Примечательно, что в стране меняется не только власть, но и гражданское общество. Если какое-то время назад люди говорили, что протестовать бесполезно, к протестам власть не прислушается, то сейчас есть примеры того, что власть начинает считаться с населением. Иногда даже идет на уступки, предпринимает какие-то меры. Поэтому митинг можно рассматривать как один из инструментов мирного давления на власть, выдвижения своих требований", - отметил эксперт. По его мнению, первые разрешенные митинги дали надежду на то, что диалог с властью в такой форме возможен. Поэтому активисты подают заявки уже на следующие акции. Этот механизм начинает работать. "Хотя протесты пока не собирают большого количества людей, но уже могут рассматриваться как эффективный инструмент новой власти и новое ее лицо", – считает Полетаев.

По мнению эксперта, Токаев привнес свежую ноту в политическую жизнь страны. "Надо учитывать, что он профессиональный дипломат, а сфера его деятельности - поиск компромисса, ответы на неудобные вопросы. "Поэтому можно говорить, что в Казахстан со сменой власти пришла политическая весна. Но насколько она будет широко распространена в стране, сказать сложно. Вполне возможно, что люди выпустят пар и постепенно успокоятся", – отметил Полетаев.

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин сказал "Вестнику Кавказа", что тезис "экономика и стабильность превыше всего, а политика потом" работал, когда была чрезвычайно высокая легитимность Нурсултана Назарбаева. "С транзитом власти люди настроились на перемены. Но пока особых перемен нет. Избранный президент Токаев проводит курс Елбасы (лидера нации). Поэтому уровень поддержки и легитимности у Токаева ниже, чем был у Назарбаева. Но ожидания перемен все же присутствует. Если сейчас начать "закручивать гайки", то можно вызвать обратную реакцию и только сильнее настроить против нынешнего руководства ту часть населения, которая за него не голосовала. Поэтому в таких условиях оптимальный вариант - идти навстречу обществу. Адаптировать работу правительства, ориентируясь больше на потребности и запросы граждан. Поэтому что проведение митингов - единственно возможный вариант для руководства на данном конкретном моменте", - отметил Притчин.

15245 просмотров