Вестник Кавказа

Украина между Москвой и Берлином

В Киеве объявлено о начале антитеррористической операции. В операции могут быть задействованы военнослужащие вооруженных сил Украины, армия пока не вмешивается во внутренние политические процессы. Но процессы эти приковали к Украине внимание всего мира. Число погибших и раненых как среди гражданского населения, так и среди правоохранительных сил растет; в западных областях Украины дело дошло до захвата зданий органов милиции, прокуратуры, воинских частей. Радикалы издеваются над милиционерами, военнослужащими, десятки которых получили травмы. В российском МИДе считают, что речь идет о попытке силового захвата власти.

"Вызывает возмущение отсутствие реакции на действия радикалов со стороны лидеров оппозиции, которые, прикрываясь демагогическими лозунгами о приверженности демократии и европейским ценностям, потворствуют «коричневой» революции. Не видим мы и внятной реакции европейских политиков и структур, которые отказываются признать, что вся ответственность за действия радикальных сил на Украине лежит на оппозиции", - возмущены на Смоленской площади.

Противоречия между Россией и Евросоюзом в подходах к урегулированию ситуации на Украине приобретают все более острый характер. Ни визит в Москву министра иностранных дел ключевого члена ЕС – Германии – Штайнмайера, ни вчерашний его телефонный разговор с российским коллегой Лавровым не сблизили позиций. Штайнмайер все время призывал найти "найти способ совместными усилиями России и ЕС способствовать успокоению ситуации и поиску компромисса". А Лавров призвал партнеров из Евросоюза использовать свои тесные и повседневные контакты с оппозицией для побуждения ее к сотрудничеству с украинским руководством, соблюдению достигаемых договоренностей и решительному дистанцированию от радикальных сил, развязавших кровавые беспорядки и, по сути, вставших на путь государственного переворота.

Между тем как из Берлине, так и в Москве все еще видят возможные точки соприкосновения. Так, координатор германо-российского сотрудничества в МИД ФРГ, депутат бундестага Гернот Эрлер напоминает, что в коалиционном договоре, считающемся основой деятельности нового германского правительства, отмечается, что широкомасштабное сотрудничество с Россией должно остаться на повестке дня. "Безопасность в Европе возможна только совместно с Россией, а не против России. В последнее время мы видим, насколько важна конструктивная роль России, прежде всего, в вопросе конфликтов. Так было в сирийском вопросе, при решении проблем ближневосточного урегулирования. И конечно, нам нужно понимание в таких актуальных темах, как Украина сегодня", - думает Эрлер.

По его словам, "Владимир Путин выдвинул идею о европейском общем рынке от Лиссабона до Владивостока, и мы будем наблюдать это развитие. Если нам не удастся организоваться друг с другом, тогда уже говорить о достижении более крупных целей, о создании этого огромного европейского рынка с Россией, будет проблематично. Мы должны выступать вместе в наших политических шагах. Молдавия и Грузия уже подписали договор об ассоциации. Мы этот вопрос уже не можем просто так забросить. Поэтому мы должны нести нашу общую ответственность".

"Отношения между Россией и ЕС испытывают давление тех же факторов, что и отношения между Россией и Германией, - говорит глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. - Я бы не стал здесь противопоставлять Германию и ЕС… Это очень правильный подход, что безопасность должна быть совместно с Россией, а не против России. Проблема в том, что безопасность толкуется по-разному. Безопасность совместно с Россией на какой основе? На основе НАТО, как главной и единственной организации, которая формирует европейскую безопасность? Или на основе неких других принципов? Когда наши западные партнеры делают вид, что НАТО исчерпывает само по себе проблематику европейской безопасности, то с этим нельзя согласиться. Украина не член НАТО. Азербайджан не член НАТО. Армения не член НАТО. Беларусь не член НАТО. В Европе 47 государств, из них только 27, по-моему, являются членами НАТО. Если 20 государств не входят в организацию безопасности, то она не может претендовать на то, чтобы быть общеевропейской".

Говоря о проблеме взаимодействия Евросоюза и Таможенного союза, Пушков заметил: "В ТС готова присоединиться Армения, и речь идет о четырех государствах. Это приличный рынок. Ни Казахстан, ни Беларусь, ни Россия не собираются отказываться от Таможенного союза, это устойчивая структура, которая будет развиваться. Естественно, возникает определенная конкуренция между этими двумя структурами по поводу тех, кто может пополнить число государств, которые будут ближе к тому или иному интеграционному образованию".

Пушков не видит ничего удивительного в том, что ЕС рассматривает ассоциацию с Украиной как одну из возможностей для своего дальнейшего развития: "Евросоюзу нужен украинский рынок, 45 миллионов человек. Евросоюзу нужно показать, что он преодолел кризис, что он выходит из кризиса, и что он способен быть важным геополитическим игроком, что к нему стремятся другие государства". Однако Пушков возмущен тем, что России отказывают в праве иметь те же самые интересы по отношению к соседям: "Если Евросоюз хочет расширить зону своей интеграции, то совершенно не понятно, почему Россия не имеет на это право, почему это сразу называется имперскими амбициями и прочими всякими глупостями. Если надо искать имперские амбиции, то ищите их за океаном".

"ЕС не способен решить украинскую проблему в одиночку, - считает Пушков. - Надо решать эту проблему. 45 миллионов человек, которые находятся на грани экономического коллапса, это вызов и для ЕС, и для России. Если Украина подпишет соглашение об ассоциации, нужна ли Евросоюзу страна, которая им сразу "делегирует" тех, кому придется платить пособие по безработице и ставить на социальное обслуживание. В парламенте Великобритании уже звучат предложения закрыть въезд в Великобританию гражданам Болгарии и Румынии, которые только что получили право свободного передвижения по ЕС, потому что никто не понимает, куда и на какие деньги отправятся 350 тысяч болгар и румын в Англию. Англичанами уже подсчитано, что к ним может приехать до 370 тысяч украинцев в случае свободного безвизового режима. Кто будет содержать всех этих людей? Британское население? И нужно ли это Британии и ЕС? Это очень серьезная проблема".

 

20065 просмотров