Похоже, действующая в Армении власть в лице Республиканской партии (РПА) решила править республикой единолично вечно. Об этом свидетельствует заявление, сделанное председателем комиссии по государственно-правовым вопросам парламента Давидом Арутюняном. Республиканец предположил, что очень скоро на общенациональный референдум будет вынесен пакет поправок к Конституции, согласно которым, в частности, предполагается введение парламентской формы правления.
Учитывая, что предложения о переходе к парламентской форме звучали в Армении со времени обретения независимости лишь из уст оппозиционеров, заявление могло бы выглядеть как сенсация. Однако Серж Саргсян, досиживающий последний срок в президентском кресле, считается “хромой уткой”, а его политическое будущее и главное, будущее собравшихся вокруг него республиканцев, выглядело туманно до «пробного шара» Давида Арутюняна. В условиях аморфности политического поля республики подобная инициатива могла быть выдвинута республиканцами с одной единственной целью - обеспечить воспроизводство действующего президента, посредством его перехода после парламентских выборов 2017 года из президентского кресла в кресло премьер-министра, наделенного всей полнотой власти. Это позволит удерживать на плаву еще некоторое время нынешнюю систему власти, основанную на негласных договоренностях.
Исходя из такого сценария, можно предположить, что перемены в Армении произойдут не к весне 2018 года, на которые запланировано проведение выборов президента, а весной 2017-го, на парламентских выборах. Намерение перейти к парламентаризму означает, что в условиях противоречий, подковерной борьбы и интриг в РПА, действующий президент не имеет надежного преемника. Более того, Саргсян и не надеется найти такового за оставшиеся до новых президентских выборов 4,5 года. Слишком уж разношерстна РПА, чтобы можно было безболезненно для уже зашатавшейся системы осуществить операцию “преемник”. Последняя война компроматов между премьером Тиграном Саркисяном и спикером Овиком Абрамяном продемонстрировала лишь верхушку айсберга противоречий. Кандидат же в президенты находящийся вне рамок партийной номенклатуры, к примеру, зять президента Микаэл Минасян, вполне способен объединить в борьбе против себя даже враждующих республиканцев.
При этом вопрос обсуждений вокруг референдума по переходу к парламентаризму остается прерогативой власти, учитывая, что на протяжении 22 лет независимости Армении никогда еще оппозиция не находилось в столь плачевном состоянии. Ничто сегодня не мешает Саргсяну реализовать саакашвилиевский сценарий с той лишь разницей, что в Армении пока нет своего Иванишвили. Сценарий, когда Саакашвили продвинул парламентскую систему правления, а потом проиграл оппозиции, в Армении неприменим. Этот тезис относится ко всем политическим силам в Армении - к позиционировавшей себя в качестве оппозиции кочаряновской "Процветающей Армении", левоновскому Армянскому национальному конгрессу, "Наследию" почти победившего на президентских 2013-го Раффи Ованнисяна. В разные годы все они пытались конкурировать с саргсяновской РПА и повторной попытки у них уже не будет. Слишком быстро разочаровалось армянское общество лидерами всех этих сил, проявлявших ничем аморфность и нерешительность в самый пик борьбы за власть.
Впрочем, судя по первой реакции политиков-нереспубликанцев, перспектива увидеть после референдума Саргсяна в кресле премьера их мало беспокоит. Логика оппозиционеров выглядит безнадежно и сводится к вопросу “в чем разница - фальсифицируются выборы президентские или парламентские?”. В условиях, когда старая оппозиция выведена из строя, а новой пока не существует, для республиканцев самое подходящее время закрепить за собой власть. Бессменный лидер парламентского большинства, которое останется таковым и после комедии под названием «Парламентские выборы-2017», Серж Саргсян сядет в кресло премьера и будет в нем оставаться до тех пор, пока РПА является ведущей парламентской силой.
Впрочем, существует угроза, которой побаивается будущий премьер и его окружение – молодежные гражданские движения. Учитывая, что “договорится” с ними в том понимании в котором привыкла власть, не получается, не исключено, что за оставшееся до президентских выборов временя обстановка в Армении может поменяться. Демонстрируемая молодой частью общества гражданская активность консолидирует протестные силы, и рано или поздно эти силы возглавят новые люди. Поэтому вместо того, чтобы дожидаться подобного сценария, власть попытается избежать связанных с ним рисков посредством смены формы, но не содержания правления. Сегодняшняя Армения является страной с полупрезидентской системой правления, однако, учитывая, что силовые, таможенно-налоговые структуры на 100% находятся в подчинении президента, Армения является страной с президентской системой правления.
Нет оснований считать, что планы Саргсяна будут подвергнуты критике со стороны внешних сил. Он уже сыграл роль, отведенную ему США в фарсе под названием “армяно-турецкое” примирение. Теперь, судя по последнему визиту в Хорватию, готовится также успешно отыграть роль в игре с Европой, парафировав Ассоциативное соглашение и Соглашение о создании зоны свободной торговли. Поэтому референдум о превращении Армении в страну с парламентской формой правления будет воспринят Западом как “часть курса властей Армении по поступательной демократизации страны”. С позицией же Москвы Саргсян будет иметь возможность ознакомиться в ходе сегодняшнего визита в Россию . Так что пробный шар был запущен господином Арутюняном не зря, поскольку “саакашвилиевские” планы по превращению Армении в парламентскую республику имеют все шансы на реализацию.