Вестник Кавказа

Россия запускает проекты стабильности на Кавказе -2

Голос России
О внутриполитической ситуации в Азербайджане, Грузии и Армении, а также факторах, которые влияют на стабильность в южнокавказском регионе, рассказал главный редактор «ВК» Алексей Власов. Ведущий - Игорь Панарин.

Продолжение
Панарин: Мы год назад в этой студии обсуждали проблемы не только Грузии, но и четырехлетнего вооруженного конфликта на Кавказе, это проблема Южной Осетии, Абхазии. И вот новые выборы в Грузии. Во-первых, и внутри самой Грузии обстановка достаточно сложная. Вопрос заключается в том, сохранится ли действующий режим Саакашвили, или все-таки он будет подвергнут демонтажу, и нас ждут какие-то внутриполитические потрясения?

Власов: Я думаю, что в краткосрочной перспективе сохранится. Моя оценка такова.

Панарин: Это важная экспертная оценка, потому что существуют разные точки зрения.

Власов: Бидзина Иванишвили - серьезный конкурент как на уровне парламентских, то есть партийных, противостояний, так и как кандидат, который способен объединить оппозицию. Но тут два момента. Первый: ему постоянно вставляют палки в колеса, то есть делается все для того, чтобы дискредитировать олигарха.

Панарин: То есть кампания развернулась?

Власов: Она идет полным ходом. Это внутреннее дело советников Иванишвили, но слишком много популизма. Он пытается переиграть Саакашвили на его поле. Технологически это невероятно. У него есть свои медиаканалы - это хорошо. Для всех специалистов в области информационных войн это самый неудачный из всех ходов, который можно только сделать.

Панарин: Он уже сделан?

Власов: Он уже фактически сделан, и этот брызжущий в разные социальные страты популизм Иванишвили многими воспринимается как Саакашвили без Саакашвили.

Панарин: Понятно, то есть это фактически Саакашвили-2.

Власов: А какой тогда выбор? Зачем?

Панарин: То есть он не предлагает никакой модели?

Власов: Он считает, что Саакашвили ведет Грузию ошибочным путем, этот путь рано или поздно приведет страну к краху, что, с моей точки зрения, близко к реальности. Но дальше нужно показать альтернативу. Очень сильный ход Саакашвили - это назначение новым премьером Вано Мерабишвили. Он - один из самых популярных политиков Грузии. Он уступает, конечно, патриарху. Тут он вне конкуренции. Да, его многие люто ненавидят. Они считают, что он жестко прошелся по судьбам многих людей, которые были выгнаны.
Он очень жесткий политик. Провел реформу МВД так, что вычистил "авгиевы конюшни", которые там были до 2007-2008 года. Кстати, он один из немногих, кто на историческом заседании кабинета министров Грузии выражал сомнение в целесообразности акции августа 2008 года.

Панарин: Вот так. То есть он достаточно здравомыслящий?

Власов: Я бы сказал, прагматичный.

Панарин: Он понимал, что перспектив нет?

Власов: Я точно не знаю психологию принятия решения, но, видимо, он считал, что не все просчитано, и оказался прав.

Панарин: Теперь отойдем от внутриполитической грузинской проблемы к проблеме Южной Осетии и Абхазии. В рамках работы на истфаке МГУ вы длительное время занимались глобальными постсоветскими проблемами. Сейчас, насколько мне известно, вы хотите сконцентрироваться на кавказском направлении. С чем это связано? С вашей любовью к Кавказу или с аналитикой динамики слабых звеньев постсоветского пространства?

Власов: Действительно, речь идет о создании некоммерческого партнерства - политологического центра "Север-Юг", который будет заниматься развитием общественных связей со странами Южного Кавказа.

Панарин: Именно общественных, гуманитарных связей?

Власов: Совершенно верно. Это гуманитарная, экспертная работа. Конечно, нам в России большое беспокойство причиняют попытки некоторых внерегиональных игроков создать проблемы и российским бизнес-структурам, и российским вузам на южнокавказском направлении. А для того, чтобы вырабатывать стратегию, нужна и общественная поддержка, то есть наша политика на Южном Кавказе должна стать общественным проектом.

Панарин: Публичным.

Власов: Совершенно верно. Неправительственная дипломатия должна развиваться, и одна из миссий, одна из задач, которые ставит политологический центр, - выполнение этой работы. Возвращаясь к теме, которую вы затронули, я должен сказать, что для Южной Осетии и Абхазии год был непростым.

Панарин: Очень непростой. Год назад мы предугадали некоторые риски. Жаль, что нас послушали внимательно не все лица, принимающие решения, не все сделали выводы. Конечно, год был крайне непростым, и в этом смысле какие нам надо сделать выводы для того, чтобы не допустить дальше?

Власов: Недопустимо, когда на внешнеполитических площадках сражаются чиновники из разных структур.

Панарин: Внутриполитические?

Власов: Да. Это несерьезно. Да, может быть, допускаются ошибки. Но если вы работаете на общую идею, стратегию, недопустимо выбрасывать в публичное пространство такие вещи.

Панарин: Если мы посмотрим, все-таки ситуация относительно стабилизировать на сегодняшний момент. Можно ли сказать, что государственность Абхазии и Южной Осетии вне опасности, или угрозы существуют?

Власов: Риски есть, но они будут проявляться, скорее всего, в электоральный период. Если не ошибаюсь, в Осетии предстоят в 2014 году парламентские выборы, я думаю, они будут непростыми.

Панарин: На фоне того тяжелейшего периода, что был?

Власов: Здесь очень важно, что глава Южной Осетии Тибилов предпринимает правильные шаги.

Панарин: Он балансирует ситуацию?

Власов: Он балансирует, опираясь на бывшую оппозицию, не убирая полностью из политической игры часть вменяемого окружения бывшего президента Кокойты. Я знаю, что один из кандидатов в президенты Бибилов начал свой новый партийный проект. То есть не надо мешать людям.

Панарин: То есть руководитель нашел относительно правильный вектор?

Власов: Да, относительно правильный, его надо поддержать и не делать из этого постоянные проблемы между разными чиновничьими кабинетами.

Панарин: Вернемся к Абхазии. Там тоже была достаточно непростая ситуация. Впереди сочинская Олимпиада, срок остался относительно небольшой, и безопасность и стабильность Абхазии очень важна.

Власов: Наши сухумские партнеры говорят, что в целом ситуация сложная, но достаточно стабильная. После покушения на Анкваба ее удалось взять под контроль. Видимый риск в том, что может возникнуть противостояние между законодательной и исполнительной властью внутри республики.

Панарин: Внутри собственно абхазского политического пространства?

Власов: Это уже система, это, кстати, отчасти свидетельствует о ее зрелости.

Панарин: С одной стороны, это позитивный индикатор, что каждая из ветвей власти выстраивает свои интересы.

Власов: Это и возможность для того, чтобы ветви власти более эффективно конкурентно развивались, но это и риск.

Панарин: И риск, чтобы не перехлестнуло через край и не вышло в какие-то...

Власов: Кавказский политический менталитет немножко другой, чем, допустим, в России и на Украине.
Окончание следует
10560 просмотров

Видео

Все видео


реклама