Место Казахстана на ”Шелковом пути”

Место Казахстана на ”Шелковом пути”

Как отмечают авторы нового доклада о китайской публичной дипломатии, Казахстан задействован в наибольшем количестве разнообразных мероприятий в рамках китайских проектов в Южной и Центральной Азии. The Diplomat в материале Kazakhstan on China’s Diplomatic Silk Road отмечает, что с момента начала реализации в 2013 году китайская инициатива ”Один пояс - один путь” стала ведущим проектом Пекина в области внешней политики. Пекинский подход затмевает другие инструменты публичной дипломатии с точки зрения масштаба и видимости.

Инициатива ”Один пояс - один путь” спровоцировала рост объема финансовой дипломатии, включая инфраструктурные проекты, поддержку бюджета, облегчение бремени задолженности и гуманитарную помощь, особенно в Южной и Центральной Азии. Конечно, китайское финансирование проектов развития предшествовало этой инициативе и резко возросло еще в 2008 году.

В докладе ”Дипломатия Шелкового пути: анализ пекинских методов влияния на Южную и Центральную Азию” группа ученых из исследовательской лаборатории AidData колледжа Уильяма и Мэри при поддержке Госдепартамента США и в партнерстве с Институтом общественной политики Азии, а также Проектом ”Власть Китая” Центра стратегических и международных исследований (CSIS) проанализировала огромное количество данных о китайской публичной дипломатии с 2000 года, чтобы понять, какие инструменты использует, с кем сотрудничает и чего добивается Пекин в регионе Южной и Центральной Азии.

Доклад заслуживает подробного изучения, но можно выделить несколько деталей, которые особенно интересны в отношении китайской финансовой дипломатии и Казахстана.

Финансовая дипломатия флагманской инициативы ”Один пояс - один путь” играет важную роль в рамках более широких усилий Китая в области публичной дипломатии. Некоторые из основных выводов доклада, например, что ”финансовая дипломатия Пекина связана с большим числом китайских мигрантов и новых китайских компаний” и что его усилия в области финансовой дипломатии ”могут вызвать общественную реакцию”, не вызывают удивления. Они помогают объяснить циклическую закономерность, в которой усилия Пекина в области публичной дипломатии, включая финансовый подход, используются ”в качестве средства для завоевания иностранной общественности и продвижения своих национальных интересов”. Однако частично подобная деятельность в ряде стран контрпродуктивна, например, в Казахстане.

Китай направил более четверти своих инвестиций в Казахстан, где имели место антикитайские протесты. В отчете упоминаются как земельные протесты 2016 года, так и протесты 2019 года. Но негативные настроения существуют наряду с позитивным отношением к Китаю как к партнеру, инвестирующему в инфраструктуру, предоставляющему возможности для образования, работы и торговли.

Как отмечают авторы доклада, у граждан Южной и Центральной Азии в целом ”мнения разделяются в отношении финансовой дипломатии Пекина. Речь идет как о снижении одобрения или вообще о неодобрении руководства китайского правительства”. Иными словами, чем больше Китай вкладывает в какую-либо страну, как с точки зрения финансовой дипломатии, так и с точки зрения визитов на высшем уровне, тем большую настороженность проявляет общественность.

В докладе приводятся исследования, в которых высказывается предположение, что Китай прикладывает больше усилий и выделяет больше средств в тех областях, где общественное мнение о Китае изначально благоприятное. ”Если это на самом деле так, - пишут авторы доклада, - то усилия в области финансовой дипломатии могут со временем сойти на нет и даже изменить некоторые из благоприятных позиций”.

В отчете отмечается, что Китай сделал ”непропорциональный акцент на сближении с двумя странами, Казахстаном и Киргизией, в рамках обменной дипломатии, учреждая города-побратимы и стипендии для студентов”. Возможно, это попытка смягчить негативное отношение в связи с инфраструктурными проектами и частично с вышеупомянутым большим количеством китайских мигрантов и компаний, действующих в рамках пекинской финансовой дипломатии.

”Казахстан задействован в наибольшем количестве разнообразных мероприятий пекинской публичной дипломатии, проводимой в 12 странах Южной и Центральной Азии, которые мы рассмотрели”, - подчеркивают авторы доклада. Как уже отмечалось выше, этот объем и разнообразие принимается неоднозначно: более позитивно элитами, с которыми сотрудничает Китай, и более негативно общественностью. По мнению опрошенных в рамках доклада, это несоответствие - поддержка среди политических элит и отставание в ”укреплении связей с обычными казахами” - проистекает из ”фундаментального непонимания Китаем Казахстана. Иными словами, Пекин не может предвидеть и реагировать, когда решения, принимаемые политическими элитами, рассматриваются общественностью как приносящие пользу Китаю за счет казахского народа”.

6150 просмотров



Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!