Вестник Кавказа

Кто быстрее отменит визы для грузинских граждан – ЕС или Россия

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

"Разочарование" - таков общий смысл комментариев в Грузии по поводу решений рижского саммита Евросоюза. Этот рефрен свойственен оценкам не только оппозиции и широкой общественности, но и властей. Хотя президент, председатель правительства и глава МИД пытаются сохранить политкорректность и дипломатический язык. Премьер Ираклий Гарибашвили заявил, что в Риге "Грузия получила максимум возможного". Это фраза, с учетом общественных ожиданий от саммита "Восточного партнерства", означает буквально следующее: не стоило надеяться на нечто большее, чем суконные дипломатические фразы о "поддержке последовательного курса Грузии по претворению своих обязательств" без упоминания об безвизовом режиме, как главном "призе", превращающем "евроинтеграцию" и пресловутый "прозападный курс" в нечто осязаемое для простых людей.

Грузия не только не получила безвизовый режим, но даже не смогла добиться включения в итоговый документ упоминания такой перспективы. В резолюции саммита говорится не о безвизовом режиме, а перспективе "либерализации", но под этим эвфемизмом явно имеется в виду вовсе не отмена виз для грузинских граждан, желающих ездить в Европу, а облегчение процедур по их выдаче.
ЕС действительно предпринимает усилия в этом направлении: грузины платят за шенгенскую визу меньше, чем два-три года назад и срок изучения документов значительно сокращен в большинстве посольств стран шенгенской зоны. Но безвизовый режим одно, а "облегчение процедур" – принципиально другое. Брюссельские пытаются подменить эти понятия, однако простого тбилисского таксиста или безработного не обманешь - шенгенскую визу, в результате "упрощенных процедур", получает лишь тот, кто и без того мог ее получить.

Считается, что причина отказа ЕС всерьез безвизовый режим - в неурегулированности конфликтов с Абхазией и Южной Осетией, высоком уровне безработицы, проблеме трефикинга, криминогенной обстановке, наплыве в страну мигрантов из Азии и Африки, которые якобы могут "перетечь" из Грузии в Европу, воспользовавшись безвизовым режимом.
Последний аргумент больше похож на демагогическую оговорку: непонятно, как граждане государств Азии и Африки, не обладающие грузинским паспортом, могут "перетечь" в ЕС, даже если Европейский союз введет безвизовый режим для грузинских граждан. Ведь безвизовый режим не означает отсутствия паспортного контроля на границе. Но "благодаря" этой оговорке, Европейской бюрократии (традиционно не склонной говорить твердое и понятное "нет") удалось "потянуть время" и склонить грузинское правительство к введению ограничений для граждан из стран Азии и Африки. В результате, Грузия потеряла тысячи туристов, мелких инвесторов и студентов платных вузов, но перспективу отмены виз с ЕС так и не обрела.

Остальные весьма серьезны, но Молдавия, которая не сумела их решить уже получила безвизовый режим с ЕС. В чем же причина отказа Грузии? Ответ на этот вопрос я неожиданно получил от старого университетского знакомого, который работает в дипмиссии Грузии в одной из европейских государств. По его словам, европейские дипломаты все чаще упоминают "географический фактор", отказываясь уточнить, что конкретно имеют в виду.
Но самое упоминание этого фактора симптоматично. ЕС привык рассматривать проблемы в "региональной связке".
Во-первых, Грузия не может не рассматриваться в одном контексте с Украиной. Киев и Тбилиси двигаются разными темпами в выполнении базовых требований по либерализации, но предоставить Грузии безвизовый режим и отказать в этом Украине невозможно, даже несмотря на прецедент Молдавии, интересы которой лоббировала Румыния.
Во-вторых, согласно европейской традиции, Грузия и Южный Кавказ, географически не являются частью европейского контингента. По традиции, принятой в европейских столицах и университетах, границы Европы проходят по Босфору, главному кавказскому хребту и Уралу.
Упоминание "географического фактора" в высказываниях европейских дипломатов означает, что Брюссель не хочет создавать еще один "опасный прецедент", предоставив безвизовый режим Грузии.

"Региональный" и "географический" контекст, в котором обсуждается проблематика безвизового режима, побуждает пользователей соцсетей задаваться "провокационным вопросом": "Если Тбилиси сумеет договорится с Москвой о восстановлении дипломатических отношений, кто быстрее отменит визы для грузинских граждан – ЕС или РФ?" Вопрос риторический, но весьма примечательный и многозначительный для простых людей, ведь у элиты и без того не было и нет проблем с получением шенгенской визы.

47275 просмотров