Вестник Кавказа

Иран–Израиль: «ядерный фактор» отношений - 2

Ксения Фомина
Иран–Израиль: «ядерный фактор» отношений - 2
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Продолжение. Начало см. "ВК" Иран – Израиль: «ядерный фактор» отношений -1
США и Израиль едины во мнении, что Иран не должен получить ядерное оружие, заявил на встрече с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху президент США. В Вашингтоне собираются походить к переговорному процессу с Ираном трезво. "Иран должен доказать свою искренность действиями, а не просто словами", - сказал президент США, добавив, что будет плотно консультироваться с Израилем по этой проблеме.

Нетаньяху на встрече с Обамой призвал не снимать санкции c Ирана и добиваться полного свертывания Тегераном своей военной ядерной программы. По мнению Нетаньяху, Иран до сих пор привержен идее уничтожения Израиля. Между тем, глава МИД Ирана Джавад Зариф обвинил Нетаньяху во лжи. По словам Зарифа, израильский премьер вводит в заблуждение международное сообщество относительно предназначения иранской ядерной программы: "Израильский режим в течение 22 лет заявляет, что Иран через шесть месяцев создаст атомную бомбу".

Развитие ядерной энергетики Ирана обрело «второе дыхание» на пороге XXI века. Помимо продолжающегося строительства атомной электростанции в Бушере, выяснилось, что Иран проводил многочисленные ядерные разработки втайне от МАГАТЭ на протяжении нескольких лет, что было признано на официальном уровне представителями иранских властей. Однако, по их заявлениям, нарушения Ираном обязательств, связанных с членством в Договоре о нераспространении ядерных вооружений, во-первых, были «частичными» и «не заслуживающими серьезного внимания», во-вторых, скрытыми от мирового сообщества из-за опасений в отношении его серьезной реакции, особенно в свете вторжения вооруженных сил США в Ирак.

В ноябре 2003 года в Иране начали открыто говорить о возможности производства плутония. Как заявил тогдашний президент Ирана Хатами, речь шла лишь о граммах или даже миллиграммах, однако налаженное Хатами оно позволяло наладить снабжение ядерной промышленности плутонием в значительно больших количествах. Али Акбар Салехи, высказываясь на эту же тему, отметил, что весь производимый в Иране плутоний используется в медицинских целях и не имеет отношения к ядерному вооружению государства.

Такие же доводы приводились и в отношении производства в стране обогащенного урана. В феврале 2002 года Хатами был вынужден сделать заявление о том, что мощное месторождение урана было «неожиданно» обнаружено в стране, причем одновременно с заявлением о его обнаружении была подтверждена готовность Ирана к его промышленному обогащению на специально построенных предприятиях, что исключило всякую вероятность «случайности» и «неожиданности» такого открытия. Собравшийся в ноябре 2003 года в Вене Управляющий совет МАГАТЭ квалифицировал действие Ирана как несоблюдение международных обязательств по Договору о нераспространении ядерных вооружений, однако не дал четкого ответа на вопрос о том, является ли разработка урановых месторождений шагом к созданию атомной бомбы, или она производится в исключительно мирных целях. В этом же году США выразили сомнение в том, что МАГАТЭ способно остановить развитие иранского ядерного проекта. Тем временем в Иране развернулась пропагандистская кампания: руководители страны беспрестанно говорили о достижениях Ирана в обладании передовыми ядерными технологиями как показателе уровня общего прогресса и развития страны.

Последующие несколько лет ознаменовались все новыми проверками МАГАТЭ, которые завершались докладами его генерального директора. Суть их сводилась к тому, что предпринятые инспекции не могли со всей очевидностью показать невыполнение Ираном обязательств по Договору о нераспространении, хотя не имелось и четких доказательств обратного. В 2007 году был отмечен всплеск активности по иранскому вопросу, связанный с назначением Саида Джалили, приближенного к Махмуду Ахмадинеджаду и имеющего репутацию неспособного на компромиссы консерватора, на пост секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ. В таких условиях США объявили в 2007 году об ужесточении режима санкций против Ирана (в том числе бойкот ряда иранских фирм), что вызвало жесткую ответную реакцию – иранские официальные лица дали понять, что санкции не являются мерой, при помощи которой можно добиться принудительного завершения иранской программы.

Очередной доклад МАГАТЭ по Ирану с призывом к завершению разработок в ядерной сфере был сделан в феврале 2008 года. Однако иранские СМИ интерпретировали доклад иначе: они пытались доказать, что острота вокруг реализации программы снята, и кризис миновал. При этом они проигнорировали отмеченный в докладе факт наличия ряда неясностей в ядерном досье Ирана, которые дают США и Израилю повод утверждать, что документ четко аргументирует необходимость введения нового пакета санкций против ИРИ. С течением времени становилось все более очевидным, что вводимые санкции и предпринимаемые МАГАТЭ инспекции не достигают поставленных целей.

Новый доклад МАГАТЭ с новыми рекомендациями Ирану, вышедший в сентябре 2008 года, был максимально серьезно воспринят в Израиле и снова превратно интерпретирован властями ИРИ. 21 сентября 2008 года на еженедельном заседании правительства глава аналитического отдела военной разведки АМАН генерал Йоси Бадац сказал, что международные санкции против Ирана явно недостаточно и излишне мягки. А спикер израильского парламента Далия Ицик призвала международное сообщество ввести такой режим санкций, который вынудил бы Иран принять условия Запада.

Вместе с тем появились отчетливые признаки того, что Иран не исключает вероятности применения Западом военной акции с целью разрушения его атомных объектов. Так, в течение всей середины сентября в Иране проводились маневры военно-воздушных сил КСИР и регулярной армии, охватившие половину территории страны. Также в иранской прессе появились прямые военные угрозы в адрес США и Израиля со стороны иранского руководства. Израильская пресса писала в те дни, что «…в самое ближайшее время международное сообщество будет поставлено перед необходимостью выбора того оптимального средства, которое способно наиболее эффективно отвести угрозу перехода Ирана в клуб обладателей атомного оружия». Однако резолюция Совета безопасности ООН от 27 сентября 2008 года показала, что международное сообщество избегает решительных мер в отношении Ирана.

9 апреля 2009 года Ахмадинеджад заявил, что его страна овладела полным циклом производства ядерного топлива и может по праву официально считаться ядерным государством. Одновременно было объявлено об успешном проведении испытаний центрифуг нового поколения. В Израиле в ответ на это было выпущено специальное заявление Министерства обороны. В нем обращено особое внимание на начало работы завода по производству ядерного топлива. В окружении премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху были убеждены, что в мире должны с большей мерой ответственности подойти к предотвращению перехода Ирана в клуб ядерных государств.
Так ядерная программа Ирана набирала обороты, невзирая на попытки Запада сдержать ее, и вызывала нарастающее беспокойство со стороны Израиля, промежуточным итогом которого и стала вчерашняя встреча Обамы и Нетаньяху.

17965 просмотров