Вестник Кавказа

«Армянское общество еще очень далеко от Европы»

Давид Степанян, Ереван
«Армянское общество еще очень далеко от Европы»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Руководитель аналитического центра “Европейский геополитический форум” (Брюссель) Марат Тертеров в интервью «Вестнику Кавказа» рассуждает о перспективах евроинтеграции Армении и членстве республики в проектируемом Евразийском союзе.

- В армянском обществе обсуждается перспектива вступления в инициированный Россией Таможенный и впоследствии в Евразийский союз. Что может дать Еревану участие в подобных масштабных интеграционных проектах? 

- Чтобы дать оценку перспективам Армении, мне хотелось бы увидеть проект по созданию Евразийского пространства в более конкретном и разработанном виде. Пока конкретной нормативной базы, позволяющей реализовать и претворить этот проект в жизнь, я не вижу. Мы слышим лишь политические заявления. Ожидать в этих условиях от Еревана определения внешнеполитических приоритетов преждевременно. Однако я бы хотел увидеть бурное развитие подобного проекта, поскольку являюсь сторонником идеи создания на постсоветском пространстве некоего легкого подобия Советского Союза. Появление такого объединения может привнести много положительных факторов для развития стран постсоветского пространства, на котором с развалом СССР возникло много межэтнических, конфессиональных, территориальных, социальных проблем. С созданием подобного объединения некоторые из этих проблем начнут растворяться. Создание подобного союза было бы выгодно самой Европе, так ЕС было бы намного легче сотрудничать со странами постсоветского пространства. 

- Считаете ли вы намечающееся заключение Ассоциативного соглашения между ЕС и Арменией шагом в направлении евроинтеграции республики? Чего ожидает от соглашения Европа? 

- Ассоциативное соглашение является частью общего процесса по нормализации ситуации на Южном Кавказе. Оно углубит связь между регионом и Европой, учитывая, его экономическую ориентированность. Посредством заключения соглашения Европа пытается привнести на юг Кавказа больше стабильности, законности, дискуссии между государствами региона. Перспективы имплементирования такого договора пока что достаточно неясны, поскольку на этом пути есть определенные препятствия. Европейский парламент является не только кафедрой плюрализма, но и кафедрой лоббизма в Брюсселе. Это означает, что для утверждения любого проекта, разработанного Еврокомиссией, он должен пройти через Европарламент, который относится ко многим сенситивным вопросам на постсоветском пространстве достаточно жестко. Прежде всего, речь идет о нарушениях прав человека в странах бывшего СССР. Поэтому Европарламент поднимает перед Арменией проблемы, связанные с выборами, несоответствием многих ваших законов, нашим чаяниям. Именно эти факторы влияют на перспективы подписания Ассоциативного соглашения, это не придумано европейцами, это реальность, в какой-то степени препятствующая приближению таких стран как Армения к Европе. Поэтому этот процесс будет достаточно долгим. 

- В Армении принято считать правящую Республиканскую партию и президента Саргсяна сторонниками евроинтеграции. Насколько обоснованно это мнение?

- Армения является стратегическим партнером России на Кавказе, членом ОДКБ и создается впечатление, что Армения находится под российским стратегическим зонтиком. При этом некоторые люди в НАТО, занимающиеся Южным Кавказом, искренне считают, что Армения имеет блестящие отношения с альянсом, ряд программ партнерства, разные виды мягкого сотрудничества. Эти же люди считают, что Армения в отличие от Грузии, заявившей о своем желании вступить в альянс, является неплохим примером государства, которое может работать и с Россией, и с западной твердой военной силой.
Что касается вопроса евроинтеграции Армении на экономическом и политическом уровне, то пример общения Армении с НАТО очень интересен, поскольку Армении как постсоветской стране за 20 лет трудно нажать кнопку “удалить” в отношении России. Не думаю, что такое желание во властной элите Армении просматривается, учитывая, что большая часть населения в Армении постоянно не проживает, проживая в России. Армянская диаспора на Западе представлена совершенно другим типом людей, объединенных армянской идеей, языком и т.д. Эти люди не понимают подхода местной публики к ряду основополагающих вопросов. Армения – не Европа, Северная Америка или Австралия. Это может звучать противоречиво, однако в том же Брюсселе очень легко продать идею, что Армения является Европой. Я участвовал во многих научных и политических дискуссиях, на которых западные армяне очень легко продавливали идею, согласно которой Армения является частью Европы, ЕС и она должна быть в европейской семье. И Россия далеко не часть этой семьи. Эта диаспоральная позиция, на мой взгляд, даже отталкивает Армению от Европы. Армения есть Армения – это постсоветская республика. Это не Франция, не западная Европа.

- То есть вопрос даже не во властях, а в самом армянском обществе?

- Армянское общество очень далеко от евроинтеграции. Впрочем, я не уверен и в искренности намерений властей интегрировать Армению в Европу. Одних заявлений о желании евроинтегрироваться недостаточно. Озвучивание подобного желания нужно самому руководству Армении как небольшой страны. Те же страны Балтии спокойно себя чувствуют в Евросоюзе, доверяя “мягкой” и военной силе европейцев намного больше, чем тем же русским. Армения и остальные страны постсоветского пространства должны стремиться к политическим альянсам, это жизненная необходимость. Исключение составляют страны, имеющие энергетический сектор: Азербайджан, Туркмения, Казахстан. В этом ключе заявления руководства Армении о намерении евроинтеграции – нормальное явление. Система Евросоюза построена на законопослушности и, озвучивая намерение интегрироваться в эту систему, власти Армении дают понять, что в страну, где есть стабильность и законопослушность, можно спокойно инвестировать большие средства. Это показывает, что Армения не ковбойская территория. В этом контексте правительство Армении просто обязано время от времени озвучивать подобные заявления.
Мы видим, как играют в “кошки-мышки” Украина и МВФ, поскольку непонятно кто платит сегодня за российский газ для Украины МВФ или же посредством кредитования “Газпромбанк”. Ввиду этой ситуации в отношениях между Киевом, Москвой и западными донорами создалась определенная непрозрачность. Это стало возможно в результате слабости Украины как государства. В случае Армении, да и всего бывшего СССР, первым препятствием подобного рода является олигархическая система экономики, поскольку вступление в любую международную организацию подразумевает разрушение подобной системы.
13400 просмотров