«У меня разрывается сердце от того, что американцы выходят из Парижского климатического соглашения», - об этом заявила канцлер Германии Ангела Меркель на панельной дискуссии гражданской платформы Civil20, посвященной предстоящему саммиту «Большой двадцатки». «Это был жесткий удар», - призналась Меркель. Одновременно канцлер ФРГ подчеркнула, что для нее является сигналом надежды тот факт, что тридцать американских штатов заявили, что в любом случае продолжат придерживаться климатического соглашения.
Меркель подчеркнула, что и при администрации Барака Обамы отношение США к Парижскому соглашению было неоднозначным - в то время в конгрессе и сенате США также отсутствовало большинство для ратификации соглашения. «В противном случае, если бы соглашение было ратифицировано, то нынешняя администрация не смогла бы так просто выйти из соглашения», - отметила она. Однако, несмотря на расхождения в германо-американских отношениях, США остаются важным партнером в рамках «Большой двадцатки», и в Германии американским партнерам сердечно рады, подчеркнула Меркель.
Как заметила бундесканцлер, сегодня в мире наблюдаются тенденции все большей самоизоляции. Задачей «Большой двадцатки» является поощрение плюсов международной торговли, а не протекционизма. «Мы открываем новые перспективы, поддерживаем мультилатеральные торговые системы». По словам Меркель, глобализация - это не судьба, которую надо безоговорочно принимать, а процесс, который можно формировать. По мнению Ангелы Меркель, расхождения в отношении к глобализации сводятся к основному вопросу: является ли она взаимовыгодной для всех сторон, или же ее следует рассматривать как «игру с нулевым остатком». «Я являюсь приверженцем первого подхода», - отметила Меркель, прозрачно намекнув на кардинально противоположную философию американского президента Дональда Трампа. В качестве примера положительного эффекта глобализации немецкий канцлер привела азиатские страны, где за последние годы благодаря свободной торговле существенно сократился уровень бедности. Другим положительным примером является договор о свободной торговле NAFTA, который позволил открыть большое количество новых рабочих мест в Мексике. «Да, это предполагает передачу другим странам определенных частей в производственной цепочке, но разве можно добиться развития, не открываясь при этом миру?», - задала риторический вопрос Меркель.
Глава германского правительства рассказала о своем видении задач гамбургского саммита «Большой двадцатки». По ее мнению, перед участниками саммита стоят две основные задачи: взять на себя ответственность за жизнь сегодня и позаботиться о проблемах будущего. Наряду с такими актуальными темами, как борьба с терроризмом, проблемы миграции в мире, регулирование финансовых рынков, в рамках саммита будут затрагиваться сферы формирования глобальной здравоохранительной архитектуру и борьбы с климатическими изменениями.
В ходе прошедшей в Гамбурге дискуссии обсуждались также и проблемы африканского континента. «Абсолютно неприемлемым является то, что спустя 60 лет после завершения колониальной эпохи в некоторых африканских странах обеспечены электроэнергией лишь 20-25% населения», - признала она, призвав разработать механизмы для привлечения частных инвестиций в Африку. При этом Меркель предложила африканским странам использовать «китайскую модель», которая предполагает создание совместных предприятий и трансфер технологий. «Конечно, это имеет определенные минусы для развитых стран - например, сегодня Китай является главным конкурентом Германии в области строительства высокоскоростных поездов», - подчеркнула канцлер, отметив, однако, что китайцы из этой стратегии извлекли значительные дивиденды, и африканским странам стоит воспользоваться этим позитивным опытом.