Вестник Кавказа

Трансформация армянской элиты

Сусанна Петросян, Ереван
Трансформация в сознании и в ориентации политической элиты началась не сразу после распада СССР. Поначалу пророссийски ориентированная армянская элита составляла абсолютное большинство. Руководство Армении еще в бытность существования СССР, в 1990-1991 годах провело четкую грань между союзным и российским руководством. Поэтому, когда СССР распался, отношения с российскими властями, во главе с Борисом Ельциным, как были хорошими, так и остались. Причем как властная элита, так и оппозиция, поскольку в этом вопросе не было никаких разногласий.

Однако вскоре в Армении появились посольства иностранных государств, а молодых людей - возможность получать образование на Западе. Поначалу это были единицы, а со временем таких людей становилось все больше и больше. Упадок на постсоветском пространстве, в том числе и в сфере образования, способствовал тому, что люди, имеющие западное образование, все активнее получали доступ как в государственные структуры, так и в политические партии. В последние 10-12 лет соотношение в политической элите изменилось за счет роста прозападных тенденций.

Сегодня некоторые наблюдатели часто повторяют, что вместо пророссийских коммунистов пришли прозападные либералы. Однако правильнее было бы сказать, что вместо коммунистов, пришли прагматичные политики с более широким видением ситуации.

По словам руководителя Аналитического центра по глобализации и региональному развитию Степана Григоряна, за последние 10 лет произошли серьезные изменения в настроениях элиты, наступила пора более критического отношения к России: "Сейчас в элите немало людей, которые уже начинают смотреть на все с точки зрения армянских интересов. То есть происходит переход от российской центричной позиции к армяноцентричной. И это положительное явление. С другой стороны, вопросы интеграции в Евросоюз и сотрудничество с НАТО появились в программах политических и либеральной направленности, и социалистической. Налицо определенное выравнивание: любая политическая сила говорит о необходимости сотрудничества с США, о евроинтеграции, о расширении связей с НАТО. Однобокость уступает место более широкому подходу".

Армения вела сбалансированную политику и при Левоне Тер-Петросяне, и при Роберте Кочаряне, и продолжает ее вести при Серже Саргсяне. Кроме того, та оппозиция, которая намерена прийти к власти, не демонстрирует ни пророссийской, ни прозападной ориентации. Так, когда в прошлом году некоторые послы западных государств подталкивали актуальную оппозицию в лице Армянского национального конгресса (АНК) сделать жесткие заявления против пролонгации договора о дислокации в Армении российской военный базы, АНК не пошел на этот шаг.

"Основная часть элиты понимает, что вести сбалансированную политику между Россией и западными странами это участь такой страны как Армения. Наша страна находится в сложном геополитическом положении, в очень сложном регионе, имеет нагорно-карабахский конфликт. Поэтому быть абсолютно пророссийским или прозападным в этой ситуации очень проблематично",- считает политический обозреватель информационного-аналитического центра "Ноян Тапан" Давид Петросян.

Словом, силы, которые чувствуют за собой политическую ответственность, будь-то власти или будь-то влиятельная оппозиция, ведут себя сдержанно, корректно и осторожно. Между тем в Армении продолжают звучать однобокие заявления, направленные или против Запада, или против России. Но озвучивают эти призывы лидеры политических сил, которые сегодня и, скорее всего завтра, не будут иметь почти никакого влияния, то есть представители той части армянского политического поля, которая не придет к власти в обозримом будущем. К этой части политического сектора можно отнести армянских коммунистов, которые говорят о необходимости ориентации на Россию и о враждебности к американскому империализму. Председатель партии "Новые времена" Арам Карапетян, позиционирующий себя как откровенно пророссийский политик, также вряд ли придет к власти. Возможно, указанные силы делают подобные заявления, не чувствуя за собой никакой ответственности.

Однако на армянском политическом поле сегодня есть и силы, ратующие за прозападную или, более конкретно, проамериканскую ориентацию. Это созданная в августе партия "Свободные демократы", в которую перешли некоторые политики из Армянского общенационального движения, составляющего основу внепарламенсткого оппозиционного АНК. (Примечание автора: партия "Свободные демократы" не входит в состав АНК). Однако влияние этой партии также невелико. Вряд ли Запад, который имел значительный успех в Грузии, повторит его и в Армении. Конечно же, здесь есть негативная реакция на те или иные шаги российского руководства, довольно часто и активно критикуют российскую политику и прочее, но желающих выступить с открыто антироссийскими или антиамериканскими лозунгами в Армении нет.

События войны 2008 года, когда Запад ничего не предпринял для того, чтобы помочь Грузии, подтвердили реальность подхода в армянском обществе и в элите: «С русскими не надо ругаться, так как США далеко, да и с США тоже не с руки ссориться, когда у тебя под боком такая могущественная и недружественная страна как Турция, да еще и конфликт с Азербайджаном». Прагматичность и в элите, и в обществе в целом берет вверх.

«По сути никто никогда не добьется того, чтобы узнать, на кого конкретно ориентируется власть во главе с президентом Сержем Саргсяном, какую силу – Россию или Запад - предпочитает сам президент и тоже самое относится и к лидеру наиболее влиятельной оппозиционной силы Левону Тер-Петросяну и к руководимому им объединению. Между прочим, эта осторожность и осмотрительность присуща в целом всему народу. Возможно, что здесь играет роль исторический опыт. Ведь одной из основных причин геноцида явилась однобокая ориентация тогдашнего руководства Западной Армении на Россию», - заявил «ВК» армянский эксперт, не пожелавший быть названным.

В июне при содействии Фонда имени Генриха Белля институтом Кавказа был проведен анализ публикаций в армянских СМИ, нацеленный на выяснение настроений в армянском обществе. Согласно результатам исследования, армяне считают Россию и Иран союзниками, ЕС и США - желаемыми союзниками, Грузию - сложным соседом, а Турцию и Азербайджан - недружественными странами, с которыми необходимо урегулировать отношения и разрешить конфликт. Внешняя политика диктуется не только геополитическими факторами, но и формируется исходя из настроений в обществе, которые в свою очередь вырабатываются на основе существующих реалий.

Армянская элита, представляющая многие другие сферы, включая военную, сферу культуры и науки, продолжает в значительной степени ориентироваться на Россию. Так, абсолютное большинство армянских военных составляют люди, которые служили в советской армии, либо прошли учебу в советских или российских военных вузах. То есть большинство армянской военной элиты несет в себе часть российской военной культуры и военной мысли. Тоже можно сказать и про сферу науки и культуры. Другая ситуация в области образования, где по сути все увязано на так называемый "Болонский процесс". В перспективе в сферах науки и культуры вполне усилиться влияние Запада.

Так или иначе, определенное влияние как России, так и Запада воспринимается в армянском обществе вполне толерантно, показателем чего можно считать растущее влияние английского языка, при том, что русский язык также остается актуальным. Почти все армянские Интернет-издания выходят на трех языках - армянском, английском и русском, а последние два изучаются в школах Армении со второго класса.
16530 просмотров

Видео

Все видео


реклама