Вестник Кавказа

США и Турция: Диалог союзников или старые проблемы на новый лад

Евгений Кришталёв
Сегодня начинается визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в США. Глава турецкого правительства летит в Вашингтон с некоторым опозданием - поездка была намечена еще на ноябрь, но затем отложена на более поздний срок. Эрдоган постарался дождаться окончания активной фазы переговоров между президентами Азербайджана и Армении в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, за это время в Турции окончательно оформились новые подходы правящей партии, провозгласившей политику "ноль проблем с соседями", а в Европе определились с президентом ЕС.

От Афганистана до Израиля – далее везде

Багаж тем для обсуждения союзниками, коими выступают Анкара и Вашингтон, наполнен самыми разным вопросами. Турция, заявившая о себе как региональная держава, ориентируется на интересы США в этой части света и в то же время позволяет себе отходить от четко прописанной линии поведения, вырабатывая собственные подходы и взгляды на региональную безопасность. Такая самостоятельность показательна, и в иной ситуации, лет так двадцать назад, вызвала бы жесткую реакцию заокеанских друзей, потребовавших не отступать от согласованных инструкций. Но нынешние Штаты, пережившие эпоху Буша и вступившие во времена Обамы, уже не могут централизовано управлять действиями своего союзника, и смиряются с инициативами, порой идущими вразрез их генеральной линии. Так было в случае с началом иракской кампании, когда Турция откровенно не поддержала США в их стремлении устранить Саддама Хусейна, так продолжается и сейчас, когда Анкара чуть ли не вдребезги разругалась с Тель-Авивом.

Отношения с Израилем для американцев в буквальном смысле святы, и потому они редко терпят, когда кто-то позволяет себе на повышенных тонах разговаривать с их израильскими друзьями. А именно это и позволил себе Реджеп Тайип Эрдоган, подвергший обструкции президента Израиля Шимона Переса на Давосском форуме в начале года. С того момента отношения Анкары и Тель-Авива, переживавшие небывалый взлет и получавшие резкие отповеди со стороны ближайших соседей Турции Ирана и Сирии, стали резко ухудшаться.

Реджеп Тайип Эрдоган, возглавляющий партию, основанную на исламских ценностях, пересмотрел прежние политические алгоритмы. Он решился пойти на доверительный диалог с Тегераном и Дамаском. Все это не может нравиться Вашингтону, не отказавшемуся от прежних парадигм и формулировок об "оси зла", куда были вписаны Иран, а после смены иракского режима включена Сирия.

Обсуждения блока ближневосточной политики плавно перейдут в дискуссии по афганскому вопросу, не менее важному сегодня для Вашингтона. Намерения США увеличить присутствие своих войск в Афганистане для завершения военной кампании в этой стране к середине 2011 года требуют проработки деталей с участниками коалиции, куда в качестве основного игрока входит и Турция.

Сквозь призму иракской тематики Эрдоган и Обама наверняка затронут и курдский вопрос, также весьма актуальный для Турции. Анкара, провозгласив политику "ноль проблем с соседями", всерьез вознамерилась разрешить и давние противоречия с курдами. Эти процессы требуют активной поддержки международного сообщества.

Еще один блок вопросов – европейская интеграция Турции. Вашингтон всегда последовательно поддерживал желание Анкары влиться в Евросоюз. Однако внутри единой Европы это встречает жесткую оппозицию со стороны Франции и Германии. После вступления в силу Лиссабонского договора, избрания президента ЕС и главы объединенного МИД возможность вступления Турции в евросообщество даже немного отдалилась. В Брюсселе поставили себе иные задачи – закрыть белые пятна, образовавшиеся из-за неравномерного расширения, а именно поглощение Балкан и спасение Исландии, оказавшейся из-за кризиса фактически банкротом. Вопрос Анкары из экспансионистской повестки был исключен.

В этом же русле европейской политики Турции будет затронуто и кипрское урегулирование. Прежние попытки найти компромисс не увенчались успехом и есть необходимость в санкционировании нового процесса поиска согласия между греческой общиной острова, уже вступившей в ЕС, и турецкой, по-прежнему пребывающей в изоляции.

Земли в обмен на открытие границ и деизоляцию

В диалоге между Турцией и США тема сближения Анкары и Еревана выступает одной из приоритетных (конечно, после иракского, афганского и европейского вопроса). Новая турецкая политика получила одобрение и всяческое содействие Белого дома. США используют турецко-армянский процесс, в том числе, и для внутреннего пользования, демонстрируя многочисленной и влиятельной армянской общине Америки усилия администрации, помогающей армянскому государству разрешать политические конфликты с соседями и оказывающей давление на союзную Турцию.

Однако в этой же плоскости находится и нагорно-карабахский конфликт, и не учитывать или игнорировать его влияние на региональные процессы в Вашингтоне при всем желании не могут. Армения в конфликте с Турцией не только вменяет в вину турецкому государству факт "геноцида" армянского населения, но и территориальные претензии. Только вот дотянуться до Карса и Эрзурума оказалось сложнее, чем до карабахских земель Азербайджана. Поэтому рассматривать обе проблемы абсолютно независимо друг от друга было бы не верно.

Турция однозначно останется верна союзническим обязательствам Азербайджану, и премьер Эрдоган обязательно будет поднимать карабахскую тематику на переговорах в Вашингтоне с президентом Обамой и другими американскими политиками. Открытие границы между Турцией и Арменией и параллельное реальное сдвижение в процессе нагорно-карабахского урегулирования (предметное соглашение, где бы предусматривался вывод армянских войск из азербайджанских районов, дальнейшее возвращение беженцев и последующее определение статуса Нагорного Карабаха – все то, что сегодня называется "мадридскими принципами") служит целям достижения комплексного и долгосрочного мира в регионе. Ведь именно этого, по крайней мере, на словах, пытаются добиться и США, и Россия и Евросоюз, посредничающие между сторонами конфликта.

Есть вероятность того, что США окажут прямое давление на Армению с целью освобождения оккупированных территорий Азербайджана. Такую вероятность исключать нельзя хотя бы потому, что США участвуют как медиатор и посредник в армяно-турецком диалоге. Если переводить на обычный язык, то на столе переговоров столе сделка – большая сделка, которая предлагается сторонам и прежде всего Армении.

Для урегулирования отношений с соседями от Еревана просят отказаться от территориальных притязаний к соседям, что включает в себя и практический вывод войск из азербайджанских районов. Взамен предлагается полное вовлечение в программы региональной кооперации и превращение региона в единое экономическое целое, где границы будут иметь формальный характер. В этом русле следует рассматривать и инициативу ЕС о будущей ассоциации со странами Южного Кавказа.

Перспективы ухода от нынешнего положения изоляции пока не сильно прельщают руководство Армении, и на это у них есть свои доводы. Для Еревана в данной ситуации немыслимо одновременное отступление на обоих фронтах – на турецком и на азербайджанском. Отсюда разговоры о независимости двух процессов и отказ увязывать обе проблемы. В ином случае действующая команда президента Саргсяна грозит повторить судьбу бывшего лидера Левона Тер-Петросяна, ныне перешедшего в оппозицию. Ведь именно на волне возможных уступок Азербайджану он был свергнут в 1998 году, в том числе, благодаря усилиям и нынешнего президента.

США постараются давить на все три столицы в попытках добиться удобного решения не только для конфликтующих сторон, но и комфортного для себя. Рассчитывать на альтруизм американцев было бы наивно. Каждый из посредников рассчитывает на собственные дивиденды от будущего мира.

В Вашингтоне понимают, что без освобождения армянами азербайджанских районов Турция не откроет границы с Арменией. Сдвинуть с мертвой точки этот процесс может только давление на Ереван, чем США уже занимаются. Ресурсов воздействия на Эрдогана у Обамы не так много. Наоборот Америке именно сейчас необходима поддержка Анкары, которая, в свою очередь, готова обменять ее на соблюдение собственных региональных интересов.
25055 просмотров