Вестник Кавказа

Духовный мир при мирской вражде

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Встреча глав русской и грузинской православных церквей в Баку вышла далеко за рамки общения религиозных деятелей двух стран. Каталикос-патриарх Илия II и Патриарх Кирилл говорили не только от имени своей паствы. Возможно, впервые за долгие годы общение церквей поднялось на уровень проведения государственной политики. Еще раз углубляться в остроту противоречий между Россией и Грузией наверно излишне. Август 2008 ответил лишь на часть вопросника двусторонних отношений, добавив еще один не менее обширный проблемный список. До сих пор стороны, отвернувшись друг от друга, игнорируют необходимость старта диалога, предоставив это нелегкое дело церквям.

В патриархии Грузинской православной церкви в беседе с ВК, выказывали сомнения в том, что встреча Илии II и Кирилла возможна, поскольку «времени для ее подготовки и проведения недостаточно». Но для самих глав церквей, этот пробел оказался легко преодолимым. Патриархам необходимо было просто увидеться, а дальше повестка беседы пришла сама собой. В течение последних нескольких месяцев между патриархиями ГПЦ и РПЦ шли интенсивные консультации о месте и времени встречи глав церквей. Стороны долго не могли договориться о месте встречи патриархов, поскольку грузинская сторона настаивала на ее проведении в Абхазии, тогда как глава МИД признанной Россией республики Сергей Шамба предупредил, что Сухуми не выдаст въездную визу грузинскому католикосу-патриарху. Противоречия были устранены во время недавнего приезда в Москву к Кириллу посланцев Илии II. Их принимали очень дружественно и удостоили аудиенции у предстоятеля русской церкви.

Двойной юбилей главы Духовного Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, отмечавшийся в Баку 6-7 ноября, оказался как нельзя кстати. Шейх во многом осознанно собирал гостей на свой праздник и не скрывал желания почувствовать себя посредником и миротворцем. Аллахшукюр Пашазаде уже давно проявляет на этом поприще недюжинные способности. По его инициативе была начата работа по созданию религиозного Совета СНГ, проведен целый ряд международных форумов с идеями объединения усилий религиозных деятелей для достижения мира и согласия, межцивилизационного диалога. Шейх поддерживал теплые отношения с прежним патриархом Алексием II, а также приобрел расположение нынешнего главы РПЦ Кирилла.

Следующим ходом Аллахшукюра Пашазаде станет организация очередного саммита мировых религий. Его намечено провести в апреле будущего года. Ожидается, что главной его сенсацией может стать встреча православного российского патриарха и предстоятеля католической церкви Римского папы. Если шейху удастся привезти обоих лидеров в Баку, то он навсегда впишет свое имя в мировую историю.

Авторитет Аллахшукюра Пашазаде, как в Москве, так и Тбилиси, настолько непререкаем, что после анонса формата бакинских торжеств сомнения в том, что российский и грузинский патриархи, если уж прилетят в Баку, то обязательно поговорят тет-а-тет, полностью исчезли. При этом подразумевалось, что в ходе беседы у них будет возможность обсудить не только чисто церковные, но и политические вопросы. И в первую очередь перспективы смягчения межгосударственной напряженности.

Уже после встречи, состоявшейся 6 ноября, московский патриарх заявил, что она «отвечает интересам двух стран, православных церквей России и Грузии и двух народов» и сравнил церкви с «двумя локомотивами, которые выведут за собой попавшие в тупик межгосударственные отношения», но для этого необходимо время. По словам Илии II, отношения между двумя церквями являются братскими, и ничто их не поколеблет. По мнению же председателя Управления мусульман Кавказа, знаменательно, что два патриарха встретились именно на азербайджанской земле. Он выразил уверенность, что «духовные лидеры двух стран могут способствовать нормализации отношений между Россией и Грузией, преодолению противоречий и сближению народов».

В итоге было достигнуто принципиальное согласие на сохранение единства Грузинской православной церкви - РПЦ не станет «окормлять» верующих в Абхазии и пока воздержится от открытия духовных миссий РПЦ при частях российской армии в Абхазии и Южной Осетии. Территориальное разделение Грузии не приведет к разделению церковному. Абхазская и югоосетинская паствы по-прежнему останутся в попечении грузинской церкви.

Насколько это принципиальное решение будет временным или, наоборот, закрепит существовавший прежде порядок, покажут ближайшие события. Но ясно, что политики двух стран пока не станут вмешиваться в дела церковные. Оставленная для Тбилиси духовная нить, соединяющая его с Сухуми и Цхинвали, позволит смягчить антагонизм с Москвой. Мотив же действий русской церкви коренится в ее собственных проблемах на Украине. Там Московский патриархат столкнулся с сепаратистскими течениями (в церковной терминологии попытками получить автокефальность). Недавний визит Кирилла в Киев лишь подчеркнул остроту проблем и непримиримость сторон, делящих храмы и паству, как разругавшиеся супруги имущество и детей.

Мир между грузинской и российской церквями похож скорее на временное перемирие перед очередным всплеском событий. Этот период может затянуться до момента ухода действующего президента Грузии Михаила Саакашвили. Тбилиси оставили паству Абхазии и Южной Осетии, но не мирян. Продолжение консультаций по этим и другим вопросам будет продолжено очень скоро. В самое ближайшее время патриарх Кирилл намерен посетить Тбилиси с официальным визитом. Эта поездка станет самой значимой в отношениях России и Грузии за последние два года и ожиданий от нее не меньше, чем от решений политиков.
21035 просмотров