© Фото: сайт правительства Грузии

Грузия устроила "зиму" в контактах с ЕС и НАТО

Читать на сайте Вестник Кавказа
Обновленное правительство Ираклия Кобахидзе первым же шагом после получения вотума доверия от парламента устроило "заморозку" евроинтеграции до 2028 года, то есть до следующих парламентских выборов. Чего в таком случае ждать от грузинских властей в следующие четыре года?

Вступившие в затяжной кризис отношения Грузии и Запада накануне были понижены официально. Казалось бы, куда еще дальше падать? Запад вводит санкции против грузинских чиновников, постоянно критикует Тбилиси за различные законы (об иноагентах и о защите семейных ценностей), сомневаются в демократичности и прозрачности парламентских выборов, отменяет двусторонние встречи и отказывается вести переговоры о членстве. Брюссель и Вашингтон открыто поддержали перед парламентскими выборами оппозицию во главе с президентом Саломе Зурабишвили и обвинили правительство Ираклия Кобахидзе в том, что оно якобы "пророссийское", перенаправили финансовую помощь от властей к "гражданскому обществу" и послал в Грузию своих депутатов на поддержку противников "Грузинской мечты".

Грузия отказывает ЕС

Однако не все "красные линии" пройдены, и отношениям есть еще куда падать. На этот раз инициативу проявило правительство Грузии. Утвержденный накануне парламентом на посту премьер-министра Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия приостанавливает процесс открытия переговоров с Европейским союзом до конца 2028 года. До этого времени Тбилиси отказывается от получения каких-либо грантов от ЕС. Кобахидзе дал понять, что обсуждение переговоров о членстве вызвало раскол в грузинском обществе. В то же время от евроинтеграции "Грузинская мечта" не отказывается и надеется на вступление в ЕС уже в 2030 году.

"Наша обязанность - сделать Грузию полноправным членом европейской семьи перед историей Грузии и нашими великими предками. Соответственно наша государственная задача - сделать Грузию членом Евросоюза в 2030 году, для чего мы приложим все усилия. Следует подчеркнуть, что отношения Грузия-ЕС по своему содержанию являются двусторонними и могут быть только двусторонними. Мы гордая и уважающая себя нация с многовековой историей, поэтому для нас категорически неприемлемо рассматривать интеграцию в Евросоюз как милость, которую Евросоюз должен нам оказать"

- Ираклий Кобахидзе

Так премьер отреагировал на многочисленные антигрузинские шаги руководства Евросоюза. Для наглядности он привел резолюции Европарламента. Так, в принятом буквально в процессе одобрения нового грузинского кабмина документе законодательный орган ЕС призвал власти Грузии провести повторные парламентские выборы "под тщательным международным контролем" с целью исправления допущенных на прошлом голосовании нарушений. Депутаты ЕП обвинили "Грузинскую мечту" в отступлении от демократии - поскольку грузинские граждане вновь проголосовали за правящую партию, а не за удобных Западу оппозиционеров.

Реакция оппозиции

Сразу после этого объявления Кобахидзе оппозиция на улицах Тбилиси и других городов республики вышла на бессрочные митинги. Пытающая консолидировать оппозиционные силы президент Саломе Зурабишвили объявила себя единственной законной властью в стране. Напомним, Зурабишвили вместе с лидерами оппозиции сразу после выборов 26 октября обвинила власти в фальсификации голосования и потребовала проведения новых выборов. Вчерашней резолюцией евродепутаты поддержали Зурабишвили и отказались признавать легитимность новоизбранного правительства и парламента.

Европейские игры

Кроме поддержки оппозиции (как денежной, так и словесной) Евросоюз манипулирует евроинтеграцией южнокавказской республики. В марте 2022 года Грузия подала заявку на членство, но Брюссель вплоть до декабря 2023 года не одобрял статус кандидата, ссылаясь на принятие закона об иноагентах и негодуя по поводу нормализующихся связей Грузии с Россией. Тбилиси отказывался вводить санкции против Москвы. В это же время ЕС дал Молдавии и Украине статус кандидата.

ЕС дал статус кандидата Грузии авансом, рассчитывая, что она не станет принимать закон об иноагентах. Тем не менее 1 мая с некоторыми видоизменениями парламент Грузии принял закон о "прозрачности иностранного влияния", и тогда на проспект Руставели вышли тысячи демонстрантов. Как следствие, в июне 2024 года Евросоюз приостановил процесс приема Грузии в свой состав и заморозил финансовую помощь, включая €30 млн, выделяемых Министерству обороны. По мнению еврочиновников, закон об иноагентах нарушал три из девяти условий вступления в Евросоюз - борьбу с дезинформацией, политическую поляризацию и соблюдение гражданских свобод. Дополнительный негатив в отношения с ЕС внес принятый после закон о защите семейных ценностей.

На последнем брифинге Кобахидзе назвал вещи своими именами и дал оценку инструменту евроинтеграции. "Открытие переговоров используется в качестве шантажа, инструмента раскола, как прежде использовался статус кандидата. Это совершенно искусственное явление, особенно в том, что касается переговоров, от даты открытия которых дата присоединения вообще не зависит", - сказал он, добавив, что к 2030 году Грузия будет наиболее подготовленной к членству страной со статусом кандидата.

Новый виток грузинского кризиса

На самом деле, раскол уже наблюдается в Грузии. Вдобавок к закону об иноагентах и выборам оппозиция и ее сторонники получили дополнительный мотив для протестов. После заявлений премьер-министра Ираклия Кобахидзе о том, что страна не будет обсуждать вопрос о вступлении в Европейский Союз до 2028 года, у оппозиционных партий нет другого выхода, как постоянно собираться перед парламентом и офисом правящей партии "Грузинская мечта", выражая недовольство по поводу перспектив европейской интеграции. Протестующие утверждают, что не могут позволить властям отказаться от европейского будущего Грузии. Лидеры оппозиции продолжают диалог с Зурабишвили в попытке найти решение текущей политической ситуации.

Дополнительный повод для гнева дает пояснение решения об откладывании вступления в ЕС, которое сделал спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили. "Мы должны подготовиться к тому, чтобы стать членами Евросоюза в тот момент, благодаря которому мы выиграем, а не проиграем и не навредим самим себе. Если мы сегодня же станем (членами ЕС), то из-за тех ограничений, которые будут задействованы у нас одновременно, мы всю свою экономику разрушим", - сказал он телеканалу "Рустави 2".

Опыт Венгрии и Польши уже показал, что ЕС санкционирует не только третьи страны, но и своих членов, если их суверенная политика не учитывает критерии демократии и прав человека в понимании еврочиновников из Брюсселя. Так что Папуашвили абсолютно прав. К тому же, есть большие сомнения в том, будут ли грузинские товары так же востребованы и конкурентоспособны на европейском рынке, как на российском.

Еще одна проблема - визы и свободная торговля. Папуашвили отметил, что Грузия в настоящее время имеет режим свободной торговли и безвизовые соглашения со многими странами, включая государства СНГ. Однако после присоединения к Европейскому Союзу стране придется соблюдать законодательство ЕС, что подразумевает установление визового режима с теми государствами, с которыми такой режим уже существует у ЕС, а также отмену свободной торговли с рядом стран.

Кто виноват и что делать?

Евросоюз, сам остановивший интеграцию Грузии, решил свалить всю вину на "Грузинскую мечту".  "Мы предоставили Грузии статус страны-кандидата на вступление в ЕС, и то, что произошло вчера, явно противоречит политике предыдущего правительства Грузии, а также противоречит воле подавляющего большинства грузин. Конечно, Грузия - независимая страна. Грузия - суверенная страна. Именно Грузии решать, хочет ли она продолжать европейскую интеграцию. С моей точки зрения, это очень печально, очень прискорбно и обидно", - сказал посол ЕС в Грузии Павел Герчинский.

Проблема "Грузинской мечты" в том, что она сама внесла в Конституцию Грузии пункты об ориентации на вступление в ЕС и НАТО. Поэтому Кобахидзе сказал, что обещание грузинскому народу о вступлении в 2028 году будет обязательно выполнено. Судя по планомерной политике Брюсселя, нацеленной на выдавливание суверенных и прагматичных сил из политического поля Грузии, вряд ли Грузия вступит в ЕС в 2028 году, если конечно, к этому времени оппозиция не устроит очередной "майдан".

Есть еще одна версия, которую власти никогда не озвучат. А может, "Грузинская мечта" уже взяла курс на отказ от евроатлантической интеграции и медленно готовит к этому общественность?