Вестник Кавказа

Жириновский: Москва и Анкара решат карабахский и курдский вопросы

Жириновский: Москва и Анкара решат карабахский и курдский вопросы
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Россия и Турция, объединив свои торговые, экономические, военные усилия, в состоянии решить и нагорно-карабахский конфликт, и курдскую проблему, - заявил накануне в интервью азербайджанскому телеканалу "Лидер-ТВ" лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

"Если Турция будет развивать отношения с Россией, то это на века. В экономическом плане, в торговом, в промышленном - только плюсы, минуса ни одного. Мы север, они юг. Мы готовы у них взять все, что производит экономика южной страны, включая пляжи и море, а им дать все, что нужно от северной страны, являющейся одной из 10 самых развитых стран мира. У нас сегодня турки к русским относятся лучше, чем поляки, финны и даже на Украине. Никаких особых антирусских акций в Турции практически нет. Мы исходим из реальности, что огромное количество жителей Турции очень по-доброму относятся к России. Потому что они торгуют, они принимают туристов, они видят пользу от отношений с Турцией. А Сирия – война, Евросоюз включает какие-то унижения, оскорбления в адрес Турции, критику. Поэтому у Турции замечательные возможности для резкого улучшения отношений с Россией", - уверен политик.

"Если Турция и Россия объединят свои торговые, экономические, военные усилия, то и курдская проблема, и армянская исчезнут сами по себе. И сама по себе решится проблема Нагорного Карабаха, и Азербайджан будет доволен, то есть перспективы великолепные для всего Кавказа и Ближнего Востока", - отметил Владимир Жириновский.

Отвечая на вопрос, каким он видит решение нагорно-карабахского конфликта, лидер ЛДПР подчеркнул: "Мы не можем здесь решать - это пускай в Кремле решают, наш президент. Но можно найти какой-то особый статус для Нагорного Карабаха, чтобы были довольны и армяне, и азербайджанцы. То есть найти какой-то смешанный вариант, чтобы никто ни на что не претендовал, не препятствовал, как говорится, свободная политическая зона. Как вольный город, как Константинополь или Данциг. Найти варианты - чтобы и волки были сыты, и овцы целы".

Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института политических исследований Сергей Марков, Россия и Турция вряд ли будут решать эти вопросы. "Россия и Турция являются сильными игроками, но абсолютно не определяющими. Ни Армения не является сателлитом России, ни Азербайджан не является сателлитом Турции - это самостоятельные страны. Поэтому Азербайджан и Армения могут самостоятельно и решить нагорно-карабахский конфликт, и серьезно продвинуться по пути его разрешения. Но с другой стороны, сближение России и Турции создает очень неплохие предпосылки для разрешения этого конфликта, и это сближение действует более в интересах Азербайджана. Недаром это сближение вызвало огромное недоверие, скептицизм в армянской прессе и большой позитивный отклик в азербайджанской прессе. Поэтому можно предположить, что оно будет немножко более позитивно для Азербайджана, - считает политолог.

"Прямо сейчас разрешение нагорно-карабахского конфликта невозможно, но возможен очень большой шаг вперед в этом направлении и выход на временный исторический компромисс по казанской формуле, которая хорошо известна. Это обмен 5-6 азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха на деблокаду Армении и Нагорного Карабаха со стороны как раз Азербайджана и Турции. И я думаю, сближение России и Турции создает неплохие предпосылки для продвижения к такой договоренности. Конечно, воля должна быть проявлена, прежде всего, на компромисс со стороны Азербайджана и Армении", - уверен Сергей Марков.

Что касается курдского вопроса, здесь ситуация сложнее: во всяком случае, курдский вопрос легко не разрешим, - считает эксперт. "Чем больше идет военных действий, тем более остро стоит курдский вопрос, потому что курды являются очень сильными бойцами. Поэтому если улучшение российско-турецких отношений приведет к снижению поддержки со стороны Турции джихаддистам, то это может привести к снижению военной напряженности, к переходу к мирной модели разрешения сирийского кризиса. А это создаст лучшие предпосылки для Турции, но готова Турция на это или нет, мы пока точно не знаем. Что мы точно видим - это желание серьезно восстановить отношения с Россией, но готова ли Турция отказаться от своей идеи свержения Башара Асада, мы пока не знаем", - заключил Сергей Марков.

Владимир Жириновский – специалист-тюрколог, который рассуждает на эти темы не как дилетант, а как профессионал, как глубокий специалист, которого готовили в советское время именно с ориентацией на Турцию и связанными вокруг этой страны темами и проблемами, поэтому его мнение следует рассматривать не как политическое, а как экспертное, - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политический аналитик, кандидат исторических наук Олег Кузнецов.

"Распад Советского Союза, проигрыш холодной войны кардинально изменили геополитическую ситуацию в районе передней Азии и Ближнего Востока. И те силы, на которые когда-то опирался Советский Союз, региональные силы - естественно, Палестина, естественно, курды, естественно, армяне - они начали искать других хозяев, другие источники финансирования. И на смену Советскому Союзу пришло, безусловно, американское влияние. Или иранское влияние, если брать палестинцев. А если брать курдов и армян, то произошло все-таки американское влияние. Причем армяне были направлены против Советского Союза в Нагорном Карабахе. Курды были ориентированы на Турцию. Сначала они, конечно, были ориентированы против Саддама Хуссейна в борьбе за обладание частью нефтегазовых месторождений Ближнего Востока. Потом, естественно, когда началось российско-турецкое сближение в начале XXI столетия, курды стали использоваться американцами для давления на Турцию, чтобы этого сближения не происходило. И в принципе все те же самые маргинальные силы так и остались субъектами отношений в регионе, разве что поменялся хозяин, в интересах которого они действуют. При этом объект их агрессии остался неизменным", - рассказал аналитик.

"Причем ситуация сложилась так, что интересы армян и курдов в определенный момент времени между собой совпали, и они объективно выступают общим фронтом против Турецкой Республики. Восстановление отношений между Россией и Турцией, не только политических, но и экономических, естественно, ослабит влияние этих маргинальных народов на региональную безопасность, потому что объединение усилий России и Турции, прежде всего в Сирии, так или иначе перекинется и на весь остальной регион. Поэтому действительно российско-турецкое сближение, как говорит Жириновский, может быть гарантом, по крайней мере, если и не сиюминутного достижения стабильности, то, может быть, создания некоего военно-политического, военно-стратегического фундамента для новой региональной реальности, когда Россия и Турция будут выступать единым фронтом против общих для них внешнеполитических проблем", - считает Олег Кузнецов.

"Что касается моего субъективного мнения на этот счет, еще в 2013 году я озвучивал идею о необходимости создания в черноморско-кавказском регионе треугольника стабильности Москва-Анкара-Баку. Если он будет создан, это позволит устранить в регионе какое-либо влияние третьих сил из иных регионов мира. То есть тогда уже будет нестрашно для региона вхождение Грузии в НАТО, не будет страшна не всегда адекватная политика Армении в отношении соседей по региону, не будут страшны такие техногенные вызовы, как возможная катастрофа на Мецаморской АЭС", - отметил эксперт.

"Естественно, удастся решить проблему коллективного противодействия международному терроризму в лице ДАИШ (ИГИЛ). Поэтому есть серьезная, реальная перспектива создания новых контуров геополитики в регионе передней Азии с участием двух ведущих региональных держав - я имею в виду Россию и Турцию, которая реально может повлиять и на карабахский конфликт, и на решение курдского вопроса. Поэтому подобное сближение двух стран создаст новую реальность, и остается только смотреть, что случится, если Жириновский прав", - подытожил Олег Кузнецов.

23900 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ