Вестник Кавказа

Взрыв бизнес-веры в Россию

Уверенность бизнесменов в российской экономике достигла максимального уровня за последние два года. Об этом свидетельствуют данные исследования британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young.  

"Результаты опроса показывают резкое увеличение количества руководителей, считающих, что ситуация улучшается как в мире, так и в России", - указывают ее эксперты.

В опросе приняли участие топ-менеджеры российского крупного и среднего бизнеса. Ernst & Young регулярно спрашивает глав крупнейших мировых компаний об их ожиданиях. В марте-апреле участниками исследования стали более 2,3 тыс управленцев из 45 стран, в их числе около 50% исполнительных директоров, финансовых директоров и других руководителей высшего звена.

Газета "Известия" приводит выводы российской части исследования. Отмечая признаки глобального экономического роста, респонденты рассчитывают и на подъем российской экономики. В апреле 2017 года 71% менеджеров назвали состояние российской экономики улучшающимся - это рекордное значение за два года. В апреле 2016 года столь оптимистично были настроены только 3%. При этом опрошенные позитивнее оценивают перспективы именно российской экономики - об улучшении ситуации в глобальной экономике говорят лишь 56% (против 26% годом ранее).

Такие настроения топ-менеджеров положительно сказываются и на инвесторах, которые заявляют о готовности к росту прибыли в 2017 году на всех рынках. Важными факторами улучшения настроений в корпоративном секторе являются ожидание крупных сделок M&A (слияние и поглощение) и внедрение технологических инноваций, обращают внимание эксперты Ernst & Young.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков отметил, что такие существенные перемены настроения у российских бизнесменов связаны с безысходностью. "Тут два пути: либо мы дадим предпринимателям осуществлять свою предпринимательскую деятельность, либо санкции разрушат экономику России. Государство и чиновники вынуждены предоставлять возможность работать российским предпринимателям, поскольку никаких других путей закупить продукцию в условиях санкций нет. Речь идет о выживаемости страны", - поведал эксперт.

По его словам, надежды бизнеса обусловлены верой в руководство страны. "Они считают так: если экономика России справится, то предпринимательство будет развиваться. Все прекрасно понимают, что единственный для России путь выхода из создавшейся ситуации - развитие собственной экономики, предоставление новых рабочих мест своим гражданам. Поэтому народ, в том числе и предприниматели, верят, что в руководстве остались еще думающие люди", - сказал Юрий Юденков.

При этом он обратил внимание на то, что в 2016 году ситуация была совсем иная, поскольку тогда чиновники еще имели возможность покупать за рубежом большой ассортимент продукции. "Не так остро стояла проблема закупок за рубежом, тех же запчастей, семян", - заключил профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.

По мнению профессора кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александра Абрамова, перемены в настроении российского бизнеса связаны с тем, что российская экономика стала демонстрировать пусть небольшой, но все-таки рост.  "Кроме того, добавляют оптимизма предпринимателям стабильный рубль и более-менее стабильная инфляция", - подчеркнул он.

В то же время эксперт заметил, что цифры, приведенные в новом исследовании, отражают общую тенденцию, но являются завышенными. "Я не верю в такое радикальное изменение настроений, потому что по-прежнему есть фундаментальные проблемы, разочаровывающие российских предпринимателей. Их оптимизм обычно выражается в масштабном росте инвестиций. Сейчас мы наблюдаем некоторый рост инвестиций, но это относительно умеренный рост. Результаты опроса немножко удивляют. Но в целом есть тренд на то, что у людей стало больше надежд", - объяснил Александр Абрамов.

Также он указал на то, что такая серьезная разница в цифрах может свидетельствовать и о разных принципах проведения прошлогоднего и нынешнего исследований.  "Cложно судить, насколько эта выборка распространялась на одних и тех же предпринимателей. Обычно социологические опросы проводят по стабильным выборкам одних и  тех же людей. Я так понимаю, что Ernst & Young проводит такие опросы лишь эпизодически, поэтому, может быть, здесь и не сохранено это социологическое правило. Так что здесь еще, возможно, играет роль и смещение выборки. Нужны методологические пояснения", - резюмировал профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ.

18790 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ