Вестник Кавказа

ЦБ РФ перестанет быть ломбардом

Российский Центробанк сократит ломбардный список, оставив в нем только Облигации федерального займа (ОФЗ) и госбумаги. Остальные бумаги будут приниматься в обеспечение в рамках механизма экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ), но на индивидуальной основе, сообщил первый зампред Банка России Сергей Швецов на международном репо-форуме.

Он подчеркнул, что снижение количества ценных бумаг в ломбардном списке стало закономерным шагом регулятора.

"Центральный банк в своих действиях придерживается контрциклического характера, то есть чем ситуация на рынке лучше, тем мы более консервативно оцениваем залоги… Поэтому мы снизили не только количество ISIN (Международный идентификационный код ценной бумаги – прим ред), но и классов ценных бумаг - сегодня мы не принимаем акции, практически отказались от приема ценных бумаг, выпущенных кредитными организациями, и до минимума снизили ценные бумаги корпоративных эмитентов, в перспективе предполагая, что у нас останутся ОФЗ и государственные ценные бумаги", - пояснил первый запред Центробанка.

При этом он напомнил, что регулятор ввел инструмент предоставления экстренной ликвидности для кредитных организаций, для которого в обеспечение будут приниматься практически все бумаги.

"Для МЭПЛ будут доступны абсолютно все ценные бумаги, которые обращаются на рынке, но в режиме индивидуального анализа, то есть кредитная организация, которая обратится за такого рода поддержкой, предлагая Банку России обеспечение, не только ценные бумаги, но возможно и кредитные портфели, - это все будет оцениваться на индивидуальной основе", - уточнил Швецов.

Он также напомнил, что Россия вступила в фазу профицита ликвидности и, по оценкам Центробанка, в следующем году профицит ликвидности может удвоиться, передает "Интерфакс".

По словам доктора экономических наук, заведующего кафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Александра Хандруева, этот шаг Центробанка существенно ситуацию не изменит.

"Сергей Анатольевич дал понять, что сокращается ломбардный список, но одновременно с этим, в экстренных случаях, Центробанк будет предоставлять ликвидность. То есть, не исключено, что в случае необходимости, для поддержки банков будут приниматься и активы", - отметил он.

Нынешнее сокращение ломбардного списка, по мнению эксперта, является сигналом банковскому сектору о необходимости в полной мере учитывать риски ликвидности.

"Это сигнал того, что Банк России будет теперь выступать в роли кредитора последней инстанции только в самых необходимых и экстренных случаях. Так и должно быть", - убежден экономист.

При этом Хандруев добавил, что, в случае необходимости, ЦБ РФ может прибегнуть не только к МЭПЛ, но и к безналоговому кредитованию. "Банк России официально не отменил безналоговое кредитование, он только его заморозил. Поэтому в экстренных случаях он может даже к этому прибегнуть, если у него будет желание и если он увидит, что банк способен взять ситуацию на контроль", - добавил эксперт.

Комментируя слова Швецова о профиците ликвидности, Александр Хандруев уточнил, что это в основном характерно для крупных банков и банков с госучастием. "Профицит у основных кредиторов экономики, у крупных банков. А это неприятное явление, означающее очень низкий спрос на кредиты со стороны надежных заемщиков, низкую экономическую активность, и что самое главное, высокие риски кредитования, препятствующие снижению ключевой ставки", - пояснил доктор экономических наук.

"Центробанк дает знак о том, что будет крайне ограниченно использовать свои функции кредитора в последней инстанции", - заключил аналитик.

Главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин, в свою очередь, отметил, что решение ЦБ РФ существенно сократить ломбардный список до ОФЗ и государственных ценных бумаг стало весьма неожиданным. "Сейчас большой потребности в ликвидности у банковского сектора нет, однако это не означает, что инструменты рефинансирования стоит сокращать, хотя ЦБ и заявлял о готовности идти на сокращение предоставляемой ликвидности. Отчасти, желание урезать список столь сильно может быть вызвано тем, что в ломбардном списке ЦБ в последнее время не всегда оказывались качественные активы, и с проблемами, которые они создают, потом приходится разбираться самому Центробанку. Отчасти, дело может быть в том, что инструментом не всегда пользуются по назначению организации нефинансового сектора. То есть Банк России, вероятно, хочет снизить те риски, которые он на себя принимает от различных кредитных организаций, пользуясь текущим моментом, когда в системе наблюдается избыточная ликвидность и жесткой потребности в ее предоставлении нет", - предположил он, добавив, что ЦБ все же стоит осторожно подходить к сокращению объемов рефинансирования, дабы не повторялись ситуации 2004 года и 2008-2008 годов, когда российские банки столкнулись с резким дефицитом ликвидности, а ЦБ не смог ее оперативно предоставить. Для этого было бы достаточно увеличения дисконтов и, например, исключения акций, но не столь радикальное сужение списка, особенно, в условиях, когда чуть ли не основная цель Правительства - свести бюджет без дефицита, что обещает весьма скромное предложение ОФЗ для рынка.

"Я хорошо помню ситуацию в те годы. В 2004 году ЦБ просто оказался неспособен предоставить нужный объем ликвидности, чем усугубил ситуацию, из-за банально малого количества заключенных договоров с Центральным Банком у участников кредитного рынка и недостатка залоговой базы, под которую банк мог осуществлять залоговое рефинансирование. В 2008 году договоров уже было больше, но они действовали не на все инструменты и не в полном объеме, залоговая база опять была низкая. Сейчас, я думаю, с договорами проблем нет, и для тех, кто заинтересован в этом, договора не будут ограничивающим фактором – но предлагаемое сокращение той же залоговой базы может не позволить Центральному Банку оперативно отреагировать на новую неблагоприятную ситуацию. Проблема будет особенно заметна в тот момент, когда ЦБ прекратит снижение ставки, а кривая долговых инструментов на публичном рынке нормализуется и относительно некрупным банкам снова станет неинтересно держать в существенных объемах ОФЗ. Из-за непредоставления ликвидности под более доходные инструменты будут страдать относительно некрупные участники рынка, которые в системе пока еще остаются", - предупредил Евгений Надоршин.

"Таким образом, этот шаг ЦБ может усугубить ситуацию, в первую очередь, для некрупных игроков. Они будут понимать, что им нужно либо в убыток для себя продолжать держать ОФЗ, либо ожидать, что они окажутся без доступа к рефинансированию, если ЦБ не будет рефинансировать под их ценные бумаги. Конечно, в нужный момент Центробанк будет в индивидуальном порядке принимать решение, но к тому моменту тот или иной банк может просто умереть, поскольку в некоторых случаях счет идет на часы и минуты, когда нужно развеять сомнения в платежеспособности банка. Если решение ЦБ затянется в отношении индивидуального предоставления кому-либо ликвидности, банк уже будет не спасти. То есть сокращение ломбардного списка, в рамках которого рефинансирование предоставляется автоматически, быстро и по понятным правилам, несет в себе риски, еще больше усугубляя и без того довольно консервативную политику ЦБ, которая была характерна для него многие годы", - заключил главный экономист "ПФ Капитал".

12520 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ