Вестник Кавказа

Соглашение по Сирии вовлекает Иран в союз с Россией и Турцией

Washington Post

Россия, Турция и Иран договорились о плане по укреплению прекращения огня в Сирии, что делает трех наиболее значительных союзников гарантами мирного процесса. Сделка, заключенная после двух дней переговоров в Астане, вовлекает Иран в набирающий силу союз с Россией и Турцией. Соглашение установило широкие, но неопределенные параметры механизма по обеспечению режима прекращения. Три страны выразили приверженность совместной борьбе с ИГИЛ и филиалом Аль-Каиды в Сирии. Сделка также станет проверкой новой роли России в качестве главной силы по поиску обеспечения устойчивого и долгосрочного решения конфликта. США, не став участником формирующегося мирного процесса, заявили, что приветствуют любые «действия, которые направлены на деэскалацию насилия и уменьшают страдания в Сирии».

В соглашении подчеркивается, что любые переговоры о политическом урегулировании будет проходить под эгидой ООН в Женеве, в соответствии с существующим мирным процессом, санкционированным резолюциями Совета Безопасности ООН при поддержке Соединенных Штатов. Сирийцы на переговорах также не являются участниками соглашения. Им не было предложено подписать документ, что подчеркивает, в какой степени их судьба сейчас решается внешними силами, оказывающими поддержку в конфликте. Россия и Иран играют важную роль в обеспечении позиции президента Башара Асада против оппозиции, стремящейся свергнуть президента, в то время как Турция была главным поставщиком оппозиционных сил. И оппозиция, и власть сообщили, что недовольны некоторыми условиями сделки, что ставит под сомнение ее способность поддерживать режим прекращения огня. Во время переговоров правительственные лоялисты продолжали бомбардировать район Вади Барада, находящийся к западу от Дамаска, а повстанческие силы призывали Россию продемонстрировать свою приверженность прекращению огня, оказав давление на правительство с тем, чтобы оно прекратило обстрелы.

В знак того насколько далеко еще реальное мирное урегулирование, противостоящие сирийские делегации отказались вести переговоры лицом к лицу во время двухдневной конференции в гостинице Rixos в Астане, хотя сидели в одном зале во время открытия сессии. В любом случае, сирийцы играли лишь второстепенную роль на переговорах. Реальные переговоры проходили между российскими, иранскими и турецкими чиновниками, которые работали над соглашением. 

Глава сирийской оппозиционной  делегации Мохаммед Аллуш поставил под сомнение приверженность Ирана соблюдению сделки о прекращении огня, ссылаясь на его роль в вооружении и финансировании боевиков, ответственных за многие нарушения перемирия. Башар Джафари, глава сирийской правительственной делегации, назвал участие Турции в соглашении «негативным» из-за того, что государство отправляет оружие оппозиции.

Но после шести лет кровопролития и 500 тысяч жертв, правительственные и оппозиционные силы вымотаны и полностью зависят от иностранных покровителей в плане оружия, денег, людского ресурса. Сделка дает Ирану роль в новом союзе против ИГИЛ, что, возможно, осложнит любые будущие попытки администрации Трампа объединиться с Москвой в борьбе против террористической организации. Соглашение также укрепляет отдаление Турции от поддержки оппозиции с целью свержения Асада, и стимулирует политику, направленную на борьбу с терроризмом.

Когда окончательные детали документа все еще обсуждались, оппозиция была вынуждена вступить в противостояние с филиалом Аль-Каиды Джабхат Фатх аль-Шамом, боевики которой начали крупное наступление в северной провинции Идлиб. Оппозиция заверила, что окажет радикалам сопротивление, подготавливая почву для разрешения конфликта.

11285 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ