Вестник Кавказа

Слабый рубль разочаровал Центробанк?

Слабый рубль разочаровал Центробанк?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Слабый курс рубля приводит к негативным последствиям для российской экономики, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Она пояснила, что слабый курс российской валюты способствует образованию финансовых пузырей.

"Еще одно важное последствие, тоже негативное, - это стимулирует долларизацию", - заявила в эфире телеканала "Россия 24" глава ЦБ, уточнив, "что люди будут понимать, что Центральный банк сдерживает укрепление курса".

Набиуллина отметила, что люди "будут держать деньги в валюте, потому что рубль может только ослабляться, и это абсолютно негативные последствия".

Напомним, сегодня на торгах Московской фондовой биржи доллар поднялся и преодолел отметку в 68 рублей, евро взял барьер в 77 рублей на фоне резкого падения цены на нефть после безрезультатных переговоров в Дохе.

Накануне в столице Катара состоялась встреча представителей стран-производителей нефти. Ее участники так и не смогли договориться о "заморозке" уровня добычи сырья. Переговоры, длившиеся более 12 часов, закончились уверениями сторон в том, что им нужно еще немного времени на размышления, а рынок и так себя неплохо чувствует.

Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" предположил, что отход Центробанка от занимаемой им ранее позиции о выгодности дешевого рубля для экономики России является реакцией "на ситуацию неясности из-за срыва переговоров в Дохе". "С одной стороны, он пытается успокоить общественное мнение, сказать, что в принципе слабый рубль – это не так плохо. Усиление рубля, которое мы наблюдали в последнее время, во многом приводило к противоречиям интересов с теми, кто, прежде всего, ориентировался на импортозамещение. Поэтому в данном случае в какой-то мере руководитель ЦБ права", - сказал он.

"Но мне кажется, что вопрос укрепления рубля рассматривался не как чисто экономическая задача, а во многом как задача социальная, потому что из-за девальвации рубля, которую мы наблюдали в последние годы, обесценились сбережения граждан и снизилась их покупательная способность. Люди просто стали беднее. Поэтому в общем-то восстановление покупательной способности рубля, мне кажется, является очень серьезной задачей, чтобы снять этот шок социального недовольства. В текущей ситуации, видимо, эту задачу ЦБ и исполнительная власть оставляют. То есть вряд ли удастся серьезным образом компенсировать населению потери, будут, наверное, использовать тот мотив, что слабый рубль укрепляет наших производителей", - указал эксперт.

"Мне просто кажется, что некое чувство вины, которое имеет место быть в отношении правительства, ЦБ, связано с резким обесцениванием и сбережений, и доходов, и покупательной способности граждан. В этом плане, наверное, то, что они говорят там про слабый рубль, это скорее попытка как-то компенсировать эту огромную потерю, которую понесло население. Это, мне кажется, главное. А все эти настроения, помогает это экспорту или не помогает это экспорту, - это скорее все-таки вещь второстепенная, потому что производители так или иначе быстро адаптируются к рублю. Поэтому ЦБ в большей степени находится на стороне тех, кто в пользу слабого рубля", - пояснил Абрамов.

"Плюс здесь не только интересы населения, здесь еще и интересы инвестиционного спроса. Если он восстанавливается, то появляется спрос на машины, оборудование, закупаемые по импорту. И здесь, конечно, слабый рубль приводит к ограничению инвестиционного спроса, так как он делает невыгодным импорт машинного оборудования. Мне кажется, что это два главных мотива - инвестиционный и социальный, в силу которых ЦБ выступает в пользу укрепления рубля", - добавил эксперт.

При этом экономист назвал невозможной ситуацию, при которой финансовые власти отойдут от режима плавающего курса рубля в сторону его регулирования. "Если руководство Центробанка решило бы совершить такой кульбит, то у него просто нет на это средств. Абсолютно невозможно сделать возврат к тому, что было до октября 2014 года. Если бы они на это согласились, то они бы сказали, что все, что мы делали, было неправильно, давайте мы попробуем по-другому. В таком случае лучше объявить об отставке. Это та черта, которую они уже пересекли и уже не вернутся назад. Было бы плохо, если бы так произошло. Нет, рубль не будет поддерживаться, и это правильно с точки зрения экономических стимулов. Другое дело - насколько экономика все-таки располагает к укреплению рубля. Потому что то, что мы наблюдали несколько последних месяцев – это скорее была искусственная ситуация для того, чтобы он укреплялся. Мне кажется, что сегодня каких-то больших возможностей для укрепления рубля не существует", - считает он.

"ЦБ не имеет право поддерживать рубль валютными интервенциями. Я здесь имею в виду моральное право, потому что это означает полную дискредитацию его денежно-кредитной политики, которая говорит, что ему важна процентная ставка, уровень инфляции, а не валютный курс. Нет, о движении в ту сторону никакой речи быть не может. Нет, совсем нет. Это скорее некое пожелание руководителя нашего Центробанка того, что в результате стабильной денежно-кредитной политики, укрепления рубля путем роста цен на нефть, мы постепенно будем укреплять рубль, но это совсем не является призывами к валютным интервенциям или обещаниями их", - заключил Александр Абрамов.

В свою очередь доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин отметил, что сейчас "основная задача ЦБ – это обеспечение ценовой стабильности". "Если рубль сейчас начнет сильно падать, то инфляция вырастет. Им необходимо держать ценовую стабильность посредством стабильности российского рубля. То есть ЦБ большая волатильность на рынке рубля никак не нужна", - объяснил он.

"С другой стороны, стратегически регулятор, конечно, поддерживает Минфин России. А для Минфина из-за всяких бюджетных дел нужен дешевый рубль, потому что у них излишки копятся в долларах, и  при конвертации в рубль, если курс рубля дешевеет на 1 рубль, Минфин получает выгоду примерно 50 млрд рублей. Поэтому соответственно Минфину выгодно, чтобы рубль был дешевый. И раньше госпожа Набиуллина поддерживала Силуанова в этом и тоже говорила, что ничего страшного нет, если рубль у нас в свободном плавании, мы его искусственно не поддерживаем и так далее, пусть будет по такой цене, по которой скажет рынок. А поскольку сегодняшняя неделя началась с того, что в Дохе ни о чем не договорились по поводу заморозки объемов добычи нефти со стороны основных экспортеров нефти, то сейчас есть угроза, что цены на нефть сильно упадут, и это окажет сильное давление на российский рубль. То есть сегодня утром, например, цены на нефть падали на 7%, даже чуть больше, и рубль соответственно на несколько процентов падал, почти на 3%. И это все говорит о том, что хотя корреляция рубля с ценами на нефть снизилась, но, тем не менее, она еще заметна", - добавил эксперт.

"Поэтому Набиуллиной надо проводить хотя бы вербальные интервенции и говорить, что она за стабильный рубль и будет его как-то поддерживать, если что. Я думаю, что дальше вербальных заявлений это не пойдет. На самом деле, и Банку России, и Минфину России выгодно, чтобы рубль был дешевый, естественно, до определенных пределов, потому что иначе дальше это будет перекладываться на инфляцию, на рост цен в стране. Как только это все начнется, они уже перейдут к каким-то серьезным действиям, чтобы сдержать эти процессы. А пока нет, руководство ЦБ будет вербально делать такие заявления или противоположные заявления при обратном движении рынка делать. Понятно, что задача у них такая. Основная цель – ценовая стабильность в стране. Вот они и решают ее", - считает экономист. 

Якимкин тоже сомневается, что Центробанк откажется от режима плавающего курса рубля. "Это была стратегическая задача - отпустить рубль в свободное плавание, чтобы сохранить наши золотовалютные резервы. Центробанк собственно сохранил их, за что ему большая благодарность от президента, от всех. Поэтому данная стратегическая задача сейчас не снимается. Если Центробанк сейчас начнет поддерживать рубль на текущих уровнях или когда он немного ослабнет, то это как корова слижет все наши золотовалютные резервы, а дальше, что нам делать, не понятно. Вот поэтому он не будет их тратить на поддержание курса рубля. Все ограничится вербальными интервенциями, словестными", - прогнозирует он.

"Но я думаю, что это должно иметь какой-то краткосрочный эффект, то есть агрессивные атаки спекулянтов на рубль могут затормаживаться из-за этого. Но основной драйвер здесь – это, конечно, падение цен на нефть. Если оно продолжится, будет неразбериха среди экспортеров, объемы нефти будут заметно превышать потребление, то рубль, конечно, будет под давлением, как и все валюты развивающихся рынков. Сегодня, кстати, все валюты развивающихся рынков заметно корректируются, слабеют все, понятно, что провал в Дохе новость не очень хорошая для них", - отметил эксперт.

По его мнению, в сложившихся условиях для поддержания рубля ЦБ мог бы пойти на "стерилизацию рублевой массы, но это плохой выход в плане экономки, тогда кредитные ставки будут расти". "Стерилизация приводит к тому, что выпущенная на рынки ликвидность будет снижаться и может быть даже ликвидность перейдет такой Рубикон, что ее не будет хватать. Кредитные ставки поползут вверх, тогда ни о каком желании стабилизировать экономику, выйти из рецессии думать даже не стоит, так как рецессия будет углубляться. Поэтому здесь понятно, что, с одной стороны, нужно стерилизовать массу рублевую, чтобы рубль удержать или ужесточать кредитно-денежную политику", - объяснил экономист.

"Вот, кстати, уже 29 апреля будет заседание Банка России. Посмотрим, что там решат. Рынок ожидает, что будет снижена ключевая ставка, но я думаю, что в условиях угрозы ослабления рубля ставка будет оставлена без изменений. Но, в принципе, ЦБ может и поднять ставку, тогда рубль будет иметь тенденцию к укреплению. Если на него будет давить падение нефтяных котировок, то подъем ставки уравновесит это давление и рубль останется на прежних уровнях. Но как я говорил, это все имеет и негативную оборотную медаль. Экономика окажется под давлением из-за роста кредитных ставок. Особенно для реального сектора экономики, в котором и так уже запредельные ставки, а они еще вырастут. Это будет плохо, конечно", - резюмировал Василий Якимкин.

10530 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ