Вестник Кавказа

"Система международной безопасности переживает глубокий кризис"

"Система международной безопасности переживает глубокий кризис"

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что система международной безопасности переживает глубокий кризис.

"К сожалению, мы пока не очень понимаем, какие меры и приемы можно использовать, чтобы остановить этот кризис, избежать распада системы", - отметил он, выступая на V международном форуме "Примаковские чтения". "А опасность этого существует", - подчеркнул дипломат.

В последнее время все больше вопросов возникает, "вступит ли когда-либо в силу договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний", указал он.

Замглавы российского внешнеполитического ведомства также заявил, что "предметом всеобщего внимания и озабоченности" является ситуация по сохранению двусторонних соглашений по контролю над вооружениями между РФ и США, "прежде всего в ядерной области".

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института политических исследований Сергей Марков, основная причина сложившегося кризиса – желание США добиться неограниченной власти над планетой. "Для этого они хотят использовать свое технологическое преимущество, преобразуя его в военное преимущество. Поэтому США заинтересованы в гонке вооружений и в том, чтобы ликвидировать любые ограничения в вооружениях, из-за чего и разрушают существующую систему договоров. Есть и вторая причина, более глубокая: политическая система США находится в кризисе. Президент Трамп не представляет, на самом деле, ни одну из партий, население проголосовало за него именно потому, что выступает и против демократов, и против республиканцев. Произошло это потому, что прежние президенты, члены этих партий, были радикалами – Буш был достаточно радикальным человеком, Обама тоже", - обратил внимание он.

"По всей видимости, сломались внутренние механизмы формирования американской элиты. Сейчас оно происходит по каким-то новым принципам, и эти принципы приводят к тому, что в самих США предпринимаются попытки ликвидировать демократические институты. Кроме того, внешняя политика США носит все более и более авантюристический характер, угрожающий всеобщему миру. В результате мы имеем весьма странную ситуацию: мы являемся заложниками тех механизмов, по которым выбирают офицеров генштаба США, конгрессменов и так далее. В связи с этим кризисом, я думаю, договор о запрете ядерных испытаний наиболее вероятно не будет продлен, хотя его могут и продлить. Процессы, которые происходят внутри элит США, носят очень скрытый, хаотический и все более недемократический характер, поэтому прогнозировать их довольно трудно", - подчеркнул Сергей Марков.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов назвал в качестве причин кризиса системы международной безопасности разрушение прежней системы баланса сил после окончания "холодной войны" и неготовность США принять новый баланс сил как реальность и норму. "США как ключевая военная сверхдержава претендуют на стратегическую неуязвимость. Сам этот подход исключает возможность выстраивания международных отношений в логике баланса сил, а для них он составляет важную часть политической и стратегической культуры, характеризует их как страну с имперским мышлением. В теории международных отношений разделяют безопасность, основанную на балансе сил, и систему коллективной безопасности. Попытки выстраивания коллективной безопасности со времен окончания Первой мировой войны предпринимались неоднократно, и в каждом случае обо что-то спотыкались. Поэтому реалистичной, убедительной альтернативы концепции баланса сил в лице идеи коллективной архитектуры безопасности я не вижу", - подчеркнул он.

"Модель баланса сил требует от американцев отказа от установки на стратегическую неуязвимость. Условием новой архитектуры безопасности являлся бы политический реализм американской стороны как готовность действовать в логике концепции модели баланса сил", - добавил президент Института национальной стратегии.

"В ближайшие годы решающую роль будет играть гонка военных технологий. Не гонка вооружений как таковая, потому что, в принципе, ни одна из сторон треугольника Россия-США-Китай не нацелена на механическое наращивание любой ценой сил и средств, а именно гонка технологий. В течение какого-то времени станет понятно, удастся ли США получить решающее преимущество, подводящее технологическую базу под доктрину стратегической неуязвимости. Если они поймут, что им удается это сделать, мы откатимся еще дальше от модели баланса сил и модели относительно безопасного мира. Если же они увидят, что у них это не получается, то тогда, я думаю, уровень договороспособности Вашингтона существенно возрастет", - заключил Михаил Ремизов.

11455 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ