Вестник Кавказа

США разморозили первую партию санкций против Ирана

США восстановили санкции против Ирана в связи с тем, что американский президент Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из международной ядерной сделки с ИРИ, известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Ранее в американской администрации объявили, что ограничительные меры против Ирана возобновляются 7 августа в 00.01 по летнему восточному времени (07.01 по московскому времени).

Директор по политическому планированию Госдепартамента США Брайан Хук отметил, что эти санкции являются первым блоком ограничительных мер и затронут автомобильный сектор Ирана, а также торговлю золотом и другими металлами. В частности, будет прекращена торговля с иранскими контрагентами алюминием, сталью, графитом, углем, а также рядом компьютерных программ для промышленных предприятий. Цель США - отрезать ИРИ от валютных и основных сырьевых рынков, чтобы остановить рост политического и военного влияния Ирана на Ближнем Востоке, пишут западные СМИ.

При этом ограничительные меры касаются и самих иранских компаний, и иностранных фирм, которые ведут бизнес с Тегераном. У физических лиц и компаний, работающих в отраслях, затронутых санкциями, было в распоряжении 90 дней для того, чтобы свернуть свою деятельность.

Таким образом, в отношении антииранских санкций действует правило, которое препятствует завершению контрактов между ИРИ и иностранными компаниями после того, как санкции будут восстановлены. Сделки, заключенные до возобновления санкций, должны быть завершены не более чем через 180 дней с момента вступления их в силу, отмечает "Интерфакс".

Второй блок санкций против ИРИ должен начать действовать до 4 ноября. Эти ограничительные меры будут затрагивать энергетический сектор Ирана, транзакции, имеющие отношение к углеводородному сырью, и транзакции, связанные с Центральным банком Ирана.

В свою очередь, в Евросоюзе выразили сожаление в связи с решением Соединенных Штатов. В ЕС с 7 августа вступает в силу обновленный Блокирующий устав, положения которого направлены на защиту европейских компаний от влияния экстерриториальных санкций США. Этот регламент позволяет европейским компаниям не подчиняться американским санкциям, если они сильно нарушают их интересы. Кроме того, операторы ЕС смогут настаивать на возмещении им ущерба, полученного из-за действия ограничительных мер, введенных США.

Сделка по иранской ядерной программе, заключенная в 2015 году при администрации предыдущего президента США Барака Обамы, была основанием для снятия с Ирана международных санкций, введенных за разработку ядерного оружия.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, этот шаг является продолжением политики США по дестабилизации Ближнего Востока. "США твердо решили путем выхода из СВПД по ядерной программе Ирана и восстановления санкций воссоздать или поддержать на Ближнем Востоке ситуацию нестабильности, напоминающую предвоенное время, и продолжать вести дело к тому, чтобы сформировались две серьезно противостоящие друг другу группы государств, в центре одной - Саудовская Аравия, в центре другой – Иран. Трамп как бизнесмен пришел к выводу, что без воссоздания такой грозовой обстановки и придания Ирану статуса государства-источника огромной опасности нельзя обеспечить на ближайшие годы запланированный американцами экспорт вооружений. При нестабильности страны покупают больше оружия, на это и расчет", - пояснил он.

"Помимо этого стоит упомянуть политику США, направленную на дисциплинирующее американское влияние в торгово-экономической сфере. Вашингтон стремится с помощью системы односторонних санкций приучить весь мир к тому, что любому бизнесу необходимо учитывать и даже принимать как данность американскую политическую волю. Разумеется, это тоже выгодно американским компаниям и является одной из целей миллиардера Трампа. Правда, здесь, судя по реакции Западной Европы, может возникнуть неприятное для США сопротивление. В целом, эта санкционная ситуация прямо противоположна тому, что было в 2015 году, когда имело место объединение всех стран-участников переговоров с Ираном, направленное на то, чтобы выработать и заключить соглашение по иранской ядерной программе. Сейчас это объединение распалось", - указал Андрей Бакланов.

Дипломат обратил внимание, что в самом Иране тема санкций является очень важной. "Когда я был в Иране, мне показалось, что вопрос о необходимости снятия санкций носит общенациональный характер. Разные силы по-разному представляли, каким образом надо снимать санкции, какой должна быть переговорная компоновка, но в целом иранцы очень заинтересованы выйти из изоляции. Здесь исходить надо из того, что, на самом деле, в отмене экономических ограничений заинтересованы все, и только США своей санкционной риторикой и практикой стремятся вовлечь Иран в более жесткое противостояние с соседями. Хасан Рухани уже выступил с жесткими заявлениями и в отношении санкций, и в отношении Трампа, и приходится констатировать, что американская надежда на разделение и электризацию Ближнего Востока начинает срабатывать. Региональная обстановка из-за санкций становится еще более жесткой и опасной", - подчеркнул он.

"В то же время, можно ожидать возвращения Ирана к продуманной и успешной политике компенсационного характера. Когда были введены прежние санкции, люди стали жить хуже, сорвались многие контракты, но Иран не сдался, не перестал существовать, ничего катастрофического ни в финансовом, ни в экономическом плане не произошло. Республике удалось выстоять. При таком раздробленном фронте западных стран, возможно, у Ирана появятся новые возможности проводить гибкую линию в обход санкционного режима. Санкции – это мощное оружие, но оно вызывает систему компенсационных мер, которые оказываются достаточными для того, чтобы выстоять той или иной стране", - заключил заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.

10300 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ