Вестник Кавказа

Россиянам простят триллион рублей долгов

В текущем году приставы могут списать порядка 1 трлн рублей долгов физлиц перед банками из-за их безнадежности. Об этом рассказали в Федеральной службе судебных приставов (ФССП).

Каждый год наблюдается тенденция к росту объема кредитной задолженности, невозможной к взысканию после решения суда: в 2017 году приставы смогли взыскать только половину полученных ими долгов. С января по май в ФССП поступило 4 млн исполнительных производств о взыскании банковских долгов на сумму более 2 трлн рублей, передает газета "Известия".

Долги граждан перед банками передаются приставам после вынесения судом решения по делу о взыскании задолженности: это стадия исполнительного производства. Банки предпочитают судиться с заемщиками только тогда, когда потеряна возможность взыскать долг самостоятельно или с помощью коллекторов.

По информации ФССП, число прекращенных исполнительных производств о взыскании долгов физлиц перед банками растет с каждым годом. В 2015 году в исполнении приставов было 4 млн производств о взыскании задолженности по кредитам на общую сумму более 2 трлн рублей, из них четверть дел, то есть около 1 млн, были окончены списанием. В прошлом году приставы завершили 2 млн из 5 млн производств, общая сумма задолженности достигала 3 трлн рублей. За первые пять месяцев текущего года ФССП приняла 4 млн исполнительных производств, сумма долгов превышает 2 трлн рублей. 817 тыс этих дел уже прекращены без взыскания, то есть менее чем за полгода приставы закрыли 18,6% производств.

Как ожидает источник, близкий к ФССП, за шесть месяцев этот показатель будет равняться 24,48%. К новому году будет закрыто 49% дел, поступивших за первые пять месяцев, а это фактически 1 трлн списанных безнадежных долгов.

Источник обратил внимание, что в последнее время одной из главных причин для списания долгов оказывается невозможность взыскания задолженности.

По сведениям Национального центра банкротств, общая сумма задолженности россиян, которые законно могут объявить о своем банкротстве, на 1 июня достигла 24,74 млрд рублей, поднявшись, таким образом, по сравнению с началом года на 65%.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин, списание более 1 трлн рублей долгов россиян не должно стать ударом по банкам. "Наибольшие потери будут записаны, скорее всего, на крупнейшие из банков, однако дополнительных убытков от этого у них не образуется: данная сумма уже давно должна быть полностью зарезервирована. Под все, что попадает в суды, банки должны создавать резервы заранее. В подавляющем большинстве случаев банки имеют представление о том, какова платежеспособность их заемщиков и по совокупности формальных и неформальных признаков догадываются на что можно рассчитывать после суда – ведь если заемщик платежеспособен и не скрывается, это становится понятно достаточно быстро и часто даже в суд идти не приходится, а в иных ситуациях очень часто процесс протекает долго, непросто и часто не без потерь для кредитора, вопрос лишь в их масштабе", - пояснил он.

Эксперт добавил, что традиционно банки идут в суд в последнюю очередь, пытаясь урегулировать проблемы с заемщиками во внесудебном порядке. "Если заемщик перестал платить, банк пытается передоговориться, предложить новые условия, и если к вопросу подходят адекватно, при условии платежеспособности заемщика адекватной кредитной нагрузке это выгодно обеим сторонам. Если же разбирательство ушло в суд, то, помимо того, что под такие случаи должны быть созданы резервы, все понимают, что процесс может затянуться, и, хотя списывают всю сумму лишь тогда, когда становится ясно, что возможности получить эти средства нет, такой вариант развития событий изначально учитывается кредитором. По своей природе банковская деятельность предполагает, что не все вернут все, что заняли: уже при выдаче кредита в ставку по нему закладываются и риски невозврата и возможные сопровождающие возврат сложных займов издержки. В результате, этот триллион - почти исключительно бумажные потери", - выразил уверенность Евгений Надоршин.

Доцент кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Максим Сафонов обратил внимание на то, что эти 1 трлн рублей, подлежащих списанию, – это такие долги, которые невозможно взыскать с заемщиков никаким образом. "Здесь речь идет действительно о тотальной безнадежности, то есть надо понимать, что такое совсем уж безнадежные долги – это те, которые были списаны в убыток, или те, которые не обслуживаются. Безнадежность долгов надо смотреть по каждому банку отдельно. В целом, сумма существенная, особенно если сравнивать с бюджетом России, то это очень много", - сказал он.

19155 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ