Вестник Кавказа

Россия готова обсудить снижение добычи нефти с ОПЕК

Россия готова обсудить снижение добычи нефти с ОПЕК
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Россия готова принять участие в февральской встрече ОПЕК и других производителей нефти, чтобы обсудить с ними низкие цены на нефть и координацию по возможному снижению добычи, - заявил сегодня министр энергетики РФ Александр Новак.

"Сейчас страны ОПЕК пытаются созвать совещание с участием представителей как (стран-членов) ОПЕК, так и не ОПЕК в феврале. С такой инициативой вышли отдельные страны, сейчас идет проработка вопросов среди стран. Мы со своей стороны подтвердили возможность своего участия в такой встрече", - сказал Новак, передает ТАСС.

Он отметил, что дата пока еще не определена. "Дата не от нас зависит. Мы в любое время сможем встретиться. Сейчас идет проработка даты с другими странами".

Дата встречи пока не определена, и хотя такого рода встречи проходили и раньше, однако сейчас ситуация изменилась в связи с продолжением снижения цен. "Все оценивают, насколько долгосрочный период будет идти восстановление этих цен. Мы считаем целесообразным обсудить эту ситуацию", - сообщил министр, отметив, что консультации, которые сейчас могут проходить, касаются вопросов по оценке ситуации на рынке, по низким ценам и по возможным вариантам координации по добыче.

Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров, хорошо, что стороны говорят о том, что будут встречаться, что будут обсуждать - это уже некоторые сигналы для рынка.

"Это во-первых. Во-вторых, робкие, разрозненные сигналы все-таки поступают и от российских компаний о том, что они готовы в некоторой степени или могут пересмотреть свои производственные программы при необходимости с тем, чтобы добычу снизить. Дело в том, что официально правительство не вправе приказывать компаниям снизить добычу всем на какой-то процент, допустим. Конечно, внутри ОПЕК усиливается давление. Четыре страны по крайней мере уже созывали чрезвычайное заседание ОПЕК с тем, чтобы привести в соответствие предложение нефти и спрос на нее на мировом рынке и тем самым поддержать цену. Понятно, что нынешняя цена на нефть в два раза дешевле молока, в 4-5 раз дешевле воды – баррель нефти, как сейчас пишет пресса, равен по цене среднему норвежскому лососю весом 4 кг. Конечно, это нонсенс, безумие. Поэтому долго цена на этом уровне в любом случае не задержится. Но чем быстрее будет решена проблема неоправданно низких цен, тем быстрее стабилизируется ситуация и в отрасли и в мировой экономике", - уверен аналитик. В то же время говорить конкретно, что мы будем разговаривать со странами ОПЕК, договоримся, пока, конечно, преждевременно, - считает он.

"Во-первых, действительно мы технически не можем зимой использовать скважины, потому что у нас в Западной Сибири просто замерзнет вода. Мы добываем из этих скважин в основном 80-90% воды, остальное - только нефть. Месторождения старые. Так что технически некоторые регулирования, наверное, возможны в более теплый период, то есть, скажем, летом. Но к лету ситуация уже и так может начать выравниваться. И опять же, насколько… Даже если подходить пропорционально к вопросу о снижении объемов производства, то, конечно, в этом процессе трудно представить, что только ОПЕК и Россия там примут соответствующие решения. Это решение должно быть согласовано и с другими крупными экспортерами. Это Канада, Мексика, Норвегия, и, конечно, США – они не должны остаться в стороне от обсуждения, потому что они сами, производители, очень серьезно страдают", - отметил Валерий Нестеров, пояснив, что в США тысячи безработных нефтяников, больше половины бурового флота простаивает, теряются навыки.

"В общем-то там все не так хорошо, как может казаться при дешевом бензине. Поэтому эти контакты - их следовало ожидать и их следует приветствовать. Но к чему они приведут, контакты между Россией и ОПЕК? Вообще-то у нас была история сотрудничества, очень старая, я даже год не помню - по-моему, начало 2000-х, когда мы даже подряжались снизить добычу, так как была некая договоренность, но затем практически это не было осуществлено в связи с тем, что необходимость как бы и отпала. И это очень трудно контролировать. Как, допустим, у нас в силу изменения налоговой системы, в силу ценовой конъюнктуры компании, допустим, снизят капиталовложения, добыча упадет - это что, это будет результат политического решения по снижению поставок на мировой рынок? Или это будет естественное развитие событий в сложившейся конъюнктуре? То есть даже снижение производства можно трактовать по-разному: и как реверанс в сторону, и как, собственно, естественный результат сложившихся обстоятельств. Сейчас в США, допустим, добыча сланцевой нефти падает, но там же не принималось никаких решений по поводу сокращения добычи - просто цены уже прижали многих производителей. Поэтому надо осторожно оценивать эти перспективы", - поведал эксперт.

Отвечая на вопрос, смогут ли стороны прийти к решению о снижении квот на добычу нефти, он подчеркнул, что квоты должны быть едины в целом по миру, опять же должно быть единообразие в понимании, о чем идет речь.

"Дефицит составляет 1-2 млн баррелей в сутки. И не обязательно компенсировать всю величину этого дефицита, который должен быть еще достаточно точно оценен, что достаточно проблематично. И даже если рынку будет послан сигнал, что страны сокращают, допустим, на 5%, или принимают меры по снижению предложения на 50% от избытка, который оценивается на рынке, уже этого может стать достаточно для того, чтобы цены отыграли вверх. И потом, не надо забывать, что осложняющим фактором является сейчас неопределенность с тем, как быстро, в случае резкого возрастания цены на нефть, резкого – это сразу до $40-50 - какая часть вернется американской сланцевой добычи. С одной стороны, конечно, говорят, что они очень быстро смогут восстановить добычу, и, соответственно, это будет опять давить на цену. Но с другой стороны, пока не было прецедента такого развития событий, не было прецедента возвращения производителей сланцевой нефти, их поведения в условиях такого движения цен. Понятно, что они снижают добычу при падении цен, а вот как быстро они нарастят ее снова, не совсем понятно. Поэтому все это трудно оценивать. Есть только понимание того, что американские финансисты, инвесторы, сами нефтяники уже не столь радужно смотрят на свою сланцевую нефть и ее перспективы, получив такой опыт, который они получили за последние год-полтора. Все-таки, с одной стороны они максимально "выжали" из технологий уже то, что можно было выжать, но тем не менее, вынуждены ограничивать свою работу. Сейчас разрабатывают только наиболее прибыльные месторождения, а на многих других работа остановлена", - заключил Валерий Нестеров.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "Уралсиб Капитал" Алексей Кокин отметил, что, по его мнению, вероятность того, что совместно ОПЕК и Россия выработают какое-то решение, или даже что ОПЕК без России выработает какое-то решение, не очень велика.

"Для того чтобы, как мне кажется, произошло экстренное сокращение добычи, а тем более для того, чтобы Россия в нем поучаствовала, период низких цен, очень низких цен - $30-35 за баррель - должен продлиться гораздо больше. На мой взгляд - несколько месяцев. Может быть, от полугода до года. Тогда возможно, что ОПЕК и даже Россия какие-то решения примут. Я думаю, что февраль - еще не тот срок, о котором можно говорить", - уверен эксперт.

Что касается цен на нефть, то они могут подняться и без всякого участия этих стран: "Просто естественный процесс роста спроса, который худо-бедно все-таки растет благодаря тому, что мировая экономика все-таки растет. И тот процесс недостаточного инвестирования в добычу нефти, который неизбежно имеет место, он идет. Рано или поздно они сыграют в одном направлении, и цена укрепится, независимо даже от решений производителей. Потому что не все здесь находится в руках ОПЕК. И соответственно уровень - мы по-прежнему, например, ждем его в районе $50 в начале следующего 2017 года", - поведал аналитик.

Что касается вопроса о том, насколько сильно могут быть снижены квоты на добычу нефти, старший аналитик "Уралсиб Капитал" предположил, что сам по себе ОПЕК может снизить ее примерно на 1 млн баррелей в день скорее всего на июньской встрече: "Это возможно. Это не находится за пределами вероятного. Но что касается именно участия России во всем этом процессе, то Россия, в принципе, производит чуть меньше 11 млн баррелей в день, соответственно при таком объеме снизить на 5%, это было бы примерно чуть больше 500 тыс баррелей в день, в принципе, это, наверно, могло бы произойти, но вряд ли сильно больше того", - резюмировал Алексей Кокин.

9600 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ