Вестник Кавказа

РФ не намерена разрывать с Советом Европы

Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков сегодня заявил, что опрос возможного выхода России из состава Совета Европы не является на данный момент актуальным для страны.

"Я думаю, что на сегодняшний день выход из Совета Европы, которым очень интересуются средства массовой информации, не является актуальным. На мой взгляд, это не то, на чем мы должны сейчас сосредоточиться", - цитирует его РИА Новости.

Пушков отметил, что Россия продолжает свою работу в Совете Европы, признает полномочия Европейского суда по правам человека на своей территории, вопрос о выходе из Совета Европы, возможно, будет поднят только в конце года.

"Мы продолжаем работу в Совете Европы в комитете министров, признаем ЕСПЧ. Все, кроме ПАСЕ", - сказал он на заседании в Совете Федерации, добавив, что "надо исходить из того, что мы остаемся членами этих организаций".

Также председатель комитета Госдумы по международным делам подчеркнул, что сейчас выход России из Совета Европы не рассматривается, но возможно обращение к этой теме в конце 2015 года после анализа взаимодействия РФ и других членов организации.

Напомним, на прошлой неделе ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса до апреля, тем самым продлив введенные в прошлом апреле санкции из-за ситуации на Украине. Глава делегации Пушков сообщил, что Россия покидает ассамблею до конца года - тогда она рассмотрит вопрос о выходе РФ из Совета Европы, членом которого она стала в 1996 году.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов, выход России из ПАСЕ не означает прекращения работы страны в структурах Совета Европы.

"Помимо Парламентской Ассамблеи, у Европы есть и другие органы. Тот же Совет Европы - это та организация, в которую входят практически все европейские государства, собственно говоря, по масштабу есть только еще одна организация - ОБСЕ, которая более конструктивна, чем Совет Европы. И нам совершенно невыгодна узурпация европейского континента структурами Европейского Союза. И так Евросоюз проводит, в общем-то, де факто имперскую политику, считая себя единственным представителем интересов европейских народов, но реально структуры, которые представляют именно Европу, а не одну интеграционную группировку в этой части света — это Совет Европы и ОБСЕ", - отметил эксперт.

"Совет Европы – это, прежде всего, права человека. Понятно, что в Совете Европы есть разные политиканы, но, с другой стороны, это не значит, что мы должны давать, пусть и так интерпретируемый сигнал, что мы против прав человека. Поэтому для нас самое нормальное - оставаться в этой организации, взаимодействовать по министерским линиям, по другим каналам и, действительно, бойкотировать именно парламентариев, которые на самом деле мало что решают", - подчеркнул Кузнецов.

Отвечая на вопрос, необходимо ли Совету Европы присутствие в нем России, политолог отметил, что без наличия России, по большому счету, существование Совета Европы теряет какой-либо смысл: "Если де факто устанавливается приоритет Европейского Союза, то в нем хватает институциональных органов, в том числе по взаимодействию со странами-кандидатами, со странами-потенциальными кандидатами, и реально Совет Европы - это не более, чем непозволительная роскошь для стран-членов ЕС по разбазариванию денег для каких-то бездельников, путешествующих с непонятными миссиями по разным странам", - резюмировал Алексей Кузнецов.

Комментируя ситуацию, руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что ситуация, которая сложилась сейчас в Парламентской Ассамблее Совета Европы, сложной назвать, наверное, было бы неправильно, учитывая, что Россию, собственно, так сказать, никто из ПАСЕ не убирал.

"Россия является членом этой организации с 1996-го года среди других 47-ми стран, которые, там, являются членами этой организации. Россию лишь лишили права голоса, проще говоря - лишили микрофона до весенней сессии, которая пройдет в апреле этого года. Как там дальше будут развиваться события - покажет время, но вопрос тут стоит в другом - я, например, абсолютно не согласен с позицией нашей российской делегации - а она одна из самых больших в ПАСЕ - там 18 постоянных членов и 17 их заместителей - то есть, группа нашего представительства достаточно большая - из 636 делегатов - 36 делегатов Российской Федерации, плюс делегаты из стран бывшего Советского Союза - как мы говорим - стран постсоветского содружества - присутствуют там. Поэтому нужно работать. Зачем было уходить демонстративно до конца этого года - до зимней сессии 2016 года - я, например, абсолютно не вижу в этом плане, ну, какой-то определенной логики. Обидеться и уйти - это проще всего, но необходимо работать", - отметил политолог.

"И здесь я, в целом, разделяю точку зрения члена Международного Комитета Совета Федерации Игоря Морозова, который сегодня фактически инициировал на заседании Совета Федерации вопрос о голосовании по кандидатуре главы Парламентской Ассамблеи Совета Европы, а Брассер, представляющей Люксембург - она является руководителем ПАСЕ - но ведет явно проамериканскую политику, это очевидно, это необходимо признать, использует двойные стандарты. Вот, и мне кажется, что инициатива Морозова имеет гораздо больше шансов быть реализованной, чем позиция господина Пушкова. Мне кажется, что выход нашей страны - вообще его не нужно рассматривать даже - выход из ПАСЕ - приведет к достаточно серьезному осложнению участия России в целом в Совете Европы", - отметил эксперт, подчеркнув, что там кроме ПАСЕ есть несколько больших организаций – таких, как Комитет Министров или ЕСПЧ - Европейский Суд по Правам Человека, поэтому выход из ПАСЕ будет означать лишь, что Россия обиделась на депутатов и покинула, вышла из состава - не более того.

"Сейчас, в условиях информационной войны, которая развязана в отношении нашей страны, надо использовать любую площадку - в том числе и ПАСЕ, в том числе и Комитет Министров, в том числе и Европейский Суд по Правам Человека - любую возможность для продвижения своей позиции. И мне кажется, что Совет Европы как организация, являющаяся одной из старейших организаций - я напомню, что она была создана в 1949-м году - и действительно, это площадка - не надо ее недооценивать - все таки там - представители 47-ми государств, а в Европейский Союз входит, кстати, только 28 государств. Поэтому Европа там представлена в полном составе - плюс наблюдатели из Соединенных Штатов, Мексики, Канады, Израиля, Белоруссии. Конечно, эту площадку необходимо использовать в полной мере. Но, вот, такое решение было принято - о том, что мы приостанавливаем действия в течение этого года. Но, с другой стороны, нам никто не мешает действовать и за пределами весенней, осенней или зимней сессии, работать в режиме онлайн с другими депутатами, продвигать свою позицию", - подчеркнул Гусев.

"Мне кажется, что рассмотрение вопроса по кандидатуре госпожи Брассер на заседании Совета Федерации - абсолютно разумный и логичный шаг. Идти нужно дальше - нужно инициировать голосование по кандидатуре главы ПАСЕ на весенней сессии. У нас для этого есть все возможности - ну и что, что нас лишили голоса - давайте работать в кулуарах, ставить вопрос - вот этого права у нас никто не забирал, потому что мы являемся членами ПАСЕ и продолжаем оставаться ими, поэтому в этой ситуации выносить на повестку дня вопрос по голосованию главы ПАСЕ, лоббировать интересы того кандидата, кого общими усилиями мы выберем, а такие кандидаты есть, мы их знаем - кто может заменить госпожу Брассер - вот и все. Но на апрельской сессии, я думаю, продлится этот мораторий в отношении нашей страны по лишению голоса, потому что Брассер выставила сейчас 21 условие для Российской Федерации, - пояснил руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, рассказав, что их невыполнение, естественно, будет означать, что эти действия в отношении нашей страны - санкции в ПАСЕ - будут продлены.

"21 требование, ну, например, там - признание аннексии Крыма, уход Крыма из состава Российской Федерации, но, позвольте - это же невозможно, вот, второе, так сказать - это урегулирование процесса на Украине, но Россия не является стороной конфликта на Украине. Третий блок достаточно большой - Россия должна отказаться от продаж систем вооружений нашим партнерам по ОДКБ и СНГ - в том числе Азербайджану, Армении. То есть, Россия должна прекратить продажу вооружений, но тогда все должны прекратить - и Соединенные Штаты, и Израиль, и Австралия, и Канада, и все другие страны. Это - наша внешняя политика, это - наше участие в экономике - с одной стороны, с другой стороны - эти страны являются странами-членами ОДКБ, и мы выстроили собственную систему коллективной безопасности, мы будем поддерживать наших партнеров, мы будем продавать им различного рода вооружение - это укладывается в общие нормы международного права. Поэтому, знаете, вот эти требования, которые выставила Брассер в отношении нашей страны - они невыполнимы даже в принципе, даже теоретически. Поэтому давление будет продолжаться. У нас есть единственный выход - переголосовать кандидатуру Брассер и предложить такую кандидатуру, которую поддержит, по крайней мере, больше половины депутатов, а для этого нужно набрать примерно 319 голосов на весенней сессии Парламентской Ассамблеи. Для этого у нас есть все возможности", - отметил эксперт.

Что касается вопроса, насколько России необходимо участие в Совете Европы и Совету Европы - присутствие в нем России, директор Института стратегического планирования и прогнозирования заявил, что без России Парламентская Ассамблея Совета Европы - ничто.

"Россия является законодателем моды или законодателем политической моды в ПАСЕ. Действовать эта организация без участия России не сможет. Ну, они будут рассматривать какие-то вопросы, связанные с продвижением американских принципов демократии в Европе, опять будут касаться гей-парадов, опять будут касаться известной европейской толерантности и так далее. То есть они собьются на решение каких-то тактических вопросов в Европе. Участие России в ПАСЕ создает, с одной стороны, авторитет для этой организации - я напомню и повторюсь - у нас самая большая делегация, мы платим в Совет Европы около $32 млн ежегодных взносов - и казна Совета Европы оскудеет. То есть для Совета Европы в целом и ПАСЕ, конечно, участие России - это очень серьезно. Потому что большая страна, с большим представительством, если посмотреть на устав ПАСЕ - там же черным по белому записано, что такое ПАСЕ - все таки это - продвижение принципов демократии, свободы слова, участия различных политических объединений, движений, участие депутатов законодательных собраний, продвижение различных позиций - ну а какое же продвижение позиций, если нас за наши позиции лишают голоса?", - отметил профессор.

"Что касается России - конечно, для нас участие в Парламентской Ассамблее Совета Европы - наравне с другими комитетами - Комитетом Министров и Европейским Судом по Правам Человека - очень значимо. Не нужно недооценивать ПАСЕ, это все-таки - рупор Европы, Европейского Содружества, там выступают представители многих организаций, многих стран, поэтому, конечно, это очень интересная площадка, и говорить о том, что она России не нужна, мне кажется, непрофессионально. Любая площадка, а тем более такая, как ПАСЕ - одна из старейших в Европе - конечно должна использоваться нашей страной достаточно активно. Но вот этой активности я в последние годы, например, не наблюдаю - такой зрелой активности. Здесь много причин, но мне кажется, главная причина все-таки в не очень профессиональном представительстве наших делегатов в ПАСЕ. Необходимо более жестко, более четко, профессионально отстаивать позицию России на заседаниях Ассамблеи. Этого не очень видно. А ПАСЕ Россия, конечно, если она уйдет, она потеряет. Точно так же, как потеряет ПАСЕ, если Россия покинет эту организацию", - резюмировал Александр Гусев.

7970 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ