Вестник Кавказа

Путь к народному единству лежит через образование

Путь к народному единству лежит через образование
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Накануне прошло заседание президентского Совета по межнациональным отношениям, главной темой которого стала молодежная политика.

Выступая на нем, президент России Владимир Путин поручил министерству образования задачу ускорить разработку приоритетов молодежной политики, а также принять необходимые меры для повышения качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. "Министерство образования сейчас занимается разработкой приоритетов молодежной политики, и я прошу коллег ускорить эту работу, а также обратить особое внимание на профилактику экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений", - цитирует его РИА Новости.

Глава государства также подчеркнул, что приоритеты государственной молодежной политики должны быть сформулированы четко и направлены на формирование всесторонне развитых личностей, воспитание гражданина России, в котором сочетаются общенациональная и этническая идентичность.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" итоги заседания подвел один из его участников глава думского Комитета по делам национальностей Гаджимет Сафарилиев.

"Заседание было посвящено вопросам молодежи – культуры, образования, воспитания молодежи. Там были доклады, в частности, академика Тишкова, еще ряда товарищей, которые посвящены именно анализу социологических опросов, мнения молодежи по многим вопросам, их знаниям собственной литературы, культуры, истории. Поэтому в этом плане заседание носило интеллектуально-гуманитарных характер, а именно влияние языка, культуры, истории на воспитание молодежи", - рассказал он.

Характеризуя выступление президента, Гаджимет Сафаралиев отметил, что "Владимир Владимирович говорил о том, что очень важно, чтобы мы чувствовали свою принадлежность к великой стране, к великой культуре, к великой истории, являлись составляющими этого единого народа". "У нас очень полиэтничная страна, у нас проживает порядка 190 народов, говорящих на множестве языков. Поэтому ни в коем случае не ущемляя ни один язык, при полном равноправии необходимо, чтобы мы в тоже время чувствовали, что русский язык, русская история - это те скрепы, которые нас всех объединяют, и в которых мы все участвовали. Это и войны - и Первая мировая, и Вторая мировая война, - это и многие события, которые здесь происходили. То есть он здесь очень тонко обозначил ту тонкую нить, когда нельзя ни в коем случае обидеть никого, потому что это задевает самые тонкие струны человеческой души", - отметил парламентарий.

В связи с этим, говоря о проблемах образования, Сафаралиев выразил мнение, что его нужно построить так, чтобы представители подрастающего поколения "изучали, помимо общей отечественной истории, историю своего региона, чтобы каждый знал, откуда он, и в то же время чувствовал, что он является частью той огромной страны, нации, которую представляет российский народ".

Большую роль он отводит и преподаванию русского языка, качеством которого парламентарий недоволен. По мнению парламентария, сложившаяся ситуация опасна тем, что, "теряя язык, мы теряем свою идентичность, поскольку язык, тем более, русский язык, является мощным государствообразующим фактором". "И невнимание к нему может привести к серьезным отрицательным последствиям в будущем", - подчеркнул Сафаралиев.

Он считает, что для улучшения сложившейся ситуации необходимо позволить присвоение русскому языку статуса родного, что позволит избежать чрезмерного сокращения часов преподавания этого предмета, ввести единый учебник, как это сейчас делается с историей, и вернуть в школьные экзамены сочинение.

"Вот этим вопросам, взаимодействию между различными этносами, учету особенностей, развитию родных языков народов было посвящено это совещание. Совет очень полезный, положительный. Президент здорово обозначил векторы дальнейшего развития и обозначил те вопросы, которые были подняты там к дальнейшей разработке", - резюмировал Гаджимет Сафаралиев.

По мнению старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Леонида Гусева, фактор образования в формировании приоритетов национальной политики и повышении качества реализации госпрограммы патриотического воспитания безусловно важен, но одного его недостаточно, поскольку проблема требует комплексного подхода.

"Подход к этой ситуации должен быть очень взвешенный и осторожный. Потому что ситуация накалена во многих регионах до предела, особенно в последние годы. Поэтому то, что выдвигалось президентом и другими выступающими - делать образовательные программы, окультуривать людей – это, конечно, с одной стороны важно. Но с другой стороны, важно и то, чтобы все приезжие вели себя тоже здесь пристойно. Я думаю, при сочетании этих двух факторов можно чего-то добиться", - заявил эксперт в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа".

"Если делать миграционную политику, то нужно приглашать сюда тех людей, которые четко и адекватно воспринимают наши экономические и культурные ценности. Вопрос очень сложный, и тут нужно четко подходить конкретно к каждому направлению, поэтому здесь нужно комплексное решение всех затронутых проблем", - заключил Леонид Гусев.

10600 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ