Вестник Кавказа

Памяти Расима Оджагова

Памяти Расима Оджагова

Расим Оджагов был ключевой составляющей Ренессанса азербайджанского кинематографа и одним из важнейших режиссеров советского кино в целом. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали режиссеры, актеры и кинокритики, отдавая дань памяти великому режиссеру, которому накануне исполнилось бы 85 лет.

В первую очередь на подобные свойства творчества Оджагова указал режиссер и эксперт по азербайджанскому кино Олег Сафаралиев. "Без сомнения, Расим Оджагов является одним из выдающихся режиссеров советского кинематографа. Его вклад в развитие азербайджанского кино, я думаю, до сих пор недооценен – в моем представлении, он был частью периода Ренессанса азербайджанского кино. Очень активно работая на развитие национального кинематографа, Расим Оджагов являлся и ярким представителем советского кино в целом", - сказал он.

"Если смотреть с профессиональной точки зрения, каждая его картина была некой ступенькой по пути к пониманию человека и его внутреннего мира. Он очень много занимался вопросами нравственного генезиса человека, то есть вопросами чести, порядочности, нравственных приоритетов. Я до сих пор помню фразу Расима Оджагова о том, что порядочный герой не имеет права оставаться в живых, что он должен погибнуть в борьбе за свои идеалы. В некоторых его картинах в финале это и происходит с героями", - обратил внимание Олег Сафаралиев.

"Настоящим открытием для советского кинематографа и одной из первых картин, где он почувствовал этот приоритет, был телевизионный фильм "День рождения", получивший государственную премию Азербайджанской ССР. Дальше очень сильное развитие его ключевых тем произошло в фильмах "Перед закрытой дверью", где главную роль играл Родион Нахапетов, и "Допрос", где в роли следователя выступил Александр Калягин", - поведал режиссер.

Режиссер и сценарист Рустам Ибрагимбеков подчеркнул, что азербайджанский кинематограф без фильмов Расима Оджагова представить невозможно. "В Азербайджане не так много кинорежиссеров, которые работали на уровне мировых стандартов, и одним из них, безусловно, был Расим Оджагов. Мы вместе сделали 7 или 8 фильмов, и все они складываются в рассказ о жизни Баку и Азербайджана на протяжении десятилетий. Я и сейчас время от времени демонстрирую эти фильмы в разных городах мира, и они везде воспринимаются как произведения высокого уровня, эмоциональные, трогательные, правдивые. Время не нанесло какого-то ущерба этим картинам", - обратил внимание он.

"Расим Оджагов был выдающимся мастером кинематографа. Это человек, рожденный традициями итальянского неореализма, но выросший из них до мастера с современным и вместе с тем глубоко личным стилем понимания мира. С моей точки зрения это выдающийся режиссер", - добавил Рустам Ибрагимбеков.

Он так же, как и Олег Сафаралиев, отметил значимость фильма Расима Оджагова "День рождения". "Этот телефильм, до сих пор очень популярный не только в Азербайджане, заложил основу его поэтики. Затем была сделана картина "Допрос", в которой впервые в Советском Союзе на очень высоком художественном уровне была затронута тема коррупции в высоких кругах советского истеблишмента – и вместе с тем это трогательная история любви, благодаря чему картина продолжает восприниматься не как фильм, посвященный только проблемам того времени, но и как полноценное художественное произведение с живыми людьми и острым конфликтом", - рассказал режиссер.

"Также замечательный фильм "Другая жизнь", где, как и в "Допросе", играет главную роль Александр Калягин. Эта картина показывает уже более поздний период жизни Азербайджана и посвящена истории человека, который находится во власти стереотипов поведения, принятых в его среде, и из-за этого гибнет. Пожалуй, эти три картины наиболее показательны в его творчестве", - заключил Рустам Ибрагимбеков.

Режиссер Юлий Гусман поделился воспоминаниями о Расиме Оджагове, вместе с которым он работал на Азербайджанской киностудии. "Я знаю его не только как режиссера, снявшего замечательные фильмы, вошедшие в историю кино и, как "Допрос" и "В одном южном городе", сохраняющие свое значение и величие и по сей день. Я помню его как сухощавого, невысокого, быстрого и энергичного человека, не похожего на образ классического успешного режиссера-мэтра. Он был открыт и прост, как и принято у нас на Кавказе в общении с людьми, и всегда вызывал всеобщее приятие", - поведал Юлий Гусман.

"Железной рукой управляя кораблем под названием "Кинопроцесс", будучи суровым капитаном, крепко стоящим на палубе и уверенно держащим штурвал, он оставался милым, доступным, интеллигентным и деликатным человеком. Это сочетание дерзкой, молодой отваги художника и скромной, величественной манеры поведения и сути своего характера делало Расима Оджагова всеобщим любимцем и сохранило его не только в потрясающих фильмах, но и в сердцах всех друзей, знакомых и почитателей, тех, кто его знал и будет помнить о нем всегда", - резюмировал режиссер.

Расим Оджагов родился в Шеки 22 ноября 1933 года. В 1951-1956 годах он учился на операторском факультете ВГИКа. В 1965 году окончил режиссерский факультет Азербайджанского театрального института.

В качестве оператора Расим Оджагов работал над такими фильмами, как "Ее большое сердце", "Настоящий друг", "Наша улица", "Я буду танцевать", "Почему ты молчишь?", "В этом южном городе" и другими.

Его первой режиссерской работой стала лента "Мститель из Гянджебасара". Поставленные Расимом Оджаговым фильмы являются незабываемыми страницами летописи азербайджанского национального кино. В их числе - "Звук свирели", "День рождения", "Допрос", "Перед закрытой дверью", "Парк", "Другая жизнь", "Храм воздуха", "Тахмина", "Семь дней после убийства", "О, Стамбул!", "Комната в отеле". В этих кинокартинах снимались многие известные актеры, среди них Александр Калягин, Юрий Яковлев, Донатас Банионис, Элина Быстрицкая, Станислав Садальский, Ирина Купченко, Родион Нахапетов, Галина Польских, Виктор Проскурин, Галина Беляева, Татьяна Лютаева.   

Режиссер являлся лауреатом Государственной премии СССР и Азербайджана, кавалером ордена "Шохрат".

Расим Оджагов ушел из жизни 11 июля 2006 года. Он похоронен во второй Аллее почетного захоронения в Баку.

25880 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ