Вестник Кавказа

Набиуллина: истребление банков спасло Россию

Набиуллина: истребление банков спасло Россию
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Удаление слабых игроков из банковского сектора России во второй половине 2013 года — начале 2014 года помогло ослабить эффект от внешних ударов, которые обрушились на экономику страны два года назад. Об этом рассказала председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина.

Она пояснила, что ряд банков испытывали сложности еще с 2008 года. Переход российской экономики к спаду не улучшал положение дел в банковской сфере: к прежним проблемам прибавились новые, вызванные ухудшением общеэкономической ситуации. "Политика в надзоре стала более жесткой, когда стало очевидно, что банковская система должна оздоровиться, ее состояние - это препятствие для экономического роста, которое повышает и уязвимость экономики к внешним шокам", - рассказала Набиуллина в интервью журналу Forbes.

Если бы не действия ЦБ, убравшего самые слабые банки с рынка во второй половине 2013 года - начале 2014 года, ко времени наступления внешних шоков в банковской сфере возник бы эффект домино, так как банки связаны друг с другом. "В целом банковская система прошла 2014-2015 годы вполне достойно", - поведала председатель Банка России.

Проблемные активы не дают наращивать кредитование экономики, подчеркнула Набиуллина, поскольку все влитые в экономику дешевые деньги банки используют для того, что заштопать свои "дыры", а вовсе не на финансирование экономики.

Глава ЦБ уточнила, что регулятор при расчистке сектора ориентируется не столько на количественные, сколько на качественные показатели, так что основная цель - достичь качественно иного уровня работы. Такая цель может быть достигнута благодаря стратегии проактивности: вмешиваться в ситуацию как можно раньше, на стадии, когда у банка только возникли проблемы, а не тогда, когда "дыра" уже чересчур велика.

"Мы стараемся с банками выстраивать диалог, партнерство. Если у банка есть небольшие проблемы, при участии регулятора он часто может с ними справиться", - пояснила Набиуллина.

Кроме того, председатель Банка России предупредила, что в ближайшие несколько лет Россия останется страной с очень высокой инфляцией: даже после прихода к целевому уровню в 4% она окажется лишь на 126-м месте среди 189 государств.

Набиуллина также рассказала, почему ЦБ взял за ориентир именно планку в 4%. По ее словам, многие страны с формирующимися экономиками, в число которых входит Россия, выбирают более высокие ориентиры — 3-4%, иногда 5%. В странах, где рынки только формируются, реализуются масштабные структурные изменения, скорость роста различных секторов неодинакова. "Если общий индекс цен составляет 2%, в некоторых секторах цены все равно растут быстрее, а в остальных даже может наблюдаться дефляция. Массовая дефляция вредна: она снижает стимулы для инвестирования, и, чтобы ее избежать в широком спектре секторов, уровень инфляции должен составлять около 4%", - уточнила глава ЦБ.

Она добавила, что если ранее экономика РФ ориентировалась на стабильный валютный курс, то теперь пришло время сместить центр внимания на стабильно низкие инфляцию и процентные ставки: сейчас, когда внешние условия постоянно меняются, фиксировать курс оказывается разорительно. "Плавающий курс эффективнее для таких экономик, как наша, позволяет лучше адаптироваться к меняющимся внешним условиям", - указала Набиуллина.

Теперь низкая инфляция и процентные ставки служат новыми якорями для экономики. "Гигантское преимущество стабильно низкой инфляции состоит в том, что она обеспечивает стабильно низкие процентные ставки для бизнеса и компании могут строить планы. Уровень кредитных ставок для многих предприятий гораздо важнее, чем валютный курс. Мы пока этого не понимаем", - уточнила председатель Банка России.

Курс национальной валюты оказывает прямое влияние на импортеров, экспортеров, а также тех, у кого есть долги в валюте. Однако процентная ставка и инфляция важны для всех. "В основном у нас рублевые операции, и очень важно, чтобы рубли не обесценивались. Инфляция 4% - это уровень, который позволяет не слишком много думать об обесценении рублевых активов и обеспечивает достаточную стабильность", - рассказала Набиуллина.

Помимо прочего, глава ЦБ рассказала, что даже если нефть упадет до $25 за баррель, как это предполагается в стрессовом сценарии регулятора, это не станет катастрофой для российской экономики, хотя и может ослабить национальную валюту. "Это будет означать, что мы будем дальше проводить жесткую денежно-кредитную политику с высокими ставками, которая не всем нравится", - сообщила она.

Скорее же, по словам Набиуллиной, цены на нефть в ближайшие два года будут колебаться в промежутке $40-50 долларов за баррель, именно на этот уровень ЦБ ориентируется в своих прогнозах. "Курс рубля же во многом зависит от нефти. В 2014 и 2015 годах цены на нефть падали. Почти весь 2016 год цены на нефть росли, но устойчивой тенденции нет", - добавила глава Банка России.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий кафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Александр Хандруев, само по себе лишение банков лицензий является рутинным действием ЦБ по всему миру. "Для сравнения, за последние годы в США лишились лицензии почти 1,5 тыс банков, в то время как в России – только 300. При этом в США никто не говорит, что банковская система спасена. Это лишение лицензий в РФ произошло потому, что банки оказались в экстремальной ситуации в отсутствие программ их поддержки и профилактической работы с ними. Поддержку получал очень узкий круг банков, прежде всего, с государственным участием, и все клиенты с более-менее нормальными балансами ушли туда", - напомнил он.

"В итоге конкуренция была изначально несправедливой, и вместе с экономическим кризисом это поставило банки в очень сложное положение. По статистике Банка России, каждый второй банк у нас убыточный, а ведь это зависит не только от размеров процентной маржи, которую получают банки, но и от тех резервов, которые они формируют, – качество портфелей объективно упало. В такой ситуации нет смысла говорить об "эффекте домино", ведь если банки сами не работают, у них необходимо забрать лицензии: если банк уже труп, его надо хоронить. Банк России тем и занимался, так как должен это делать", - указал Александр Хандруев.

"Я не защищаю лишенные лицензии банки: там был неудовлетворительный менеджмент и непрофессиональное управление рисками. Представьте себе кредитный портфель и так не очень хорошего качества, при котором клиенты не обслуживают кредиты – и население не обслуживает ипотечные и другие кредиты, и бизнес тоже. В таком случае неизбежно придет регулятор, а значит, нужно устраивать какие-то так называемые схемы. Мы видим схемы только в маленьких банках, копеечное дело, а каковы схемы в крупнейших банковских группах, мы даже не знаем. Не оправдывая слабые банки, я хочу подчеркнуть, что эффект домино возможен только в той системе, где банки более-менее равномерно распределены – в Германии или США, а у нас система ассиметрична: 70% всех активов приходится на госбанки, остальные могут собирать только какие-то крохи", - более полно раскрыл свою мысль экономист.

В связи с этим Александр Хандруев обратил внимание, что подлинный банковский кризис в России пока не наступил. "Системный кризис начнется тогда, когда остановится какой-либо из крупнейших банков. Но этого, скорее всего, не будет, так как такому банку помогут за счет бюджета, за счет того же ЦБ. В итоге одни банки санируют, а другие нет, одни докапитализируются (а это скрытая форма избежания убыточности банка), другие нет. Получается, что государство субсидирует одни банки, а другие банки не нужны", - заключил заведующий кафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.

14035 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ