Вестник Кавказа

Матвей Катков на Вести.FM: вопрос диаспор – это проблема дихотомии "свой чужой"

Вопрос диаспор, в нашем современном понимании этого слова, появился на повестке дня лишь в ХХ столетии, так ранее этот термин был применим исключительно к представителям еврейского этноса, заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик информационно-аналитического агентства "Вестник Кавказа" Матвей Катков.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой ведущие Георгий Саралидзе и Армен Гаспарян обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшняя передача вышла в эфир по итогам конференции в МГУ им Ломоносова, на которой рассматривался практический опыт московских диаспор по укреплению межнационального взаимодействия.
"В научном мире понятие "диаспора" до сих пор является дискуссионным, критерии его крайне расплывчаты. Чаще всего под диаспорой подразумевают организованную группу людей, проживающих вне страны своего происхождения. Если же речь идет о гражданах одной многонациональной страны, то такое объединение чаще всего называют "землячеством". Однако эти различия, как правило, важны для самих представителей этих народов, в то время как коренное население редко различает эти два термина", - отметил аналитик.
По словам эксперта, тема диаспор встает на повестку дня уже в современную эпоху, когда понятия "гражданин" и "гражданство" вытеснили прежнее монархическое понятие "подданный". При этом исторически проблема диаспор как таковая никогда не стояла.
"На первом месте в таких вопросах стоял не паспорт и гражданство, а подданство и конфессиональная принадлежность. В Российской империи все подобные проблемы, как правило, были связаны либо с первым, либо со вторым. Объяснялось это во многом тем, что само понятие "государство" было до некоторой степени тождественно понятию "монарх". Если группа иноземцев, проживая в России, признает главенство российской короны и православной веры, то проблем на этнической почве не возникало. Разумеется, на бытовом уровне антагонизм всегда присутствовал, но это во многом специфика самого сословного общества, которое изначально является более замкнутым, чем современное", - добавил Матвей Катков. 
Он также обратил внимание на то, что вопрос диаспор, это, прежде всего, вопрос дихотомии "свой – чужой". "Это вопрос о том, по каким критериям человек считается "чужим" в обществе, и что ему следует предпринять, чтобы стать "своим". Сегодня под этой дихотомией мы стали чаще подразумевать именно национальные различая, так как в рамках гражданского общества других столь очевидных различий нет. Но в Российской империи существовали еще сословный и конфессиональный факторы. А в рамках них понятие "свой – чужой" могло меняться очень часто, в зависимости от ситуации. Например, в одной ситуации "свой" – это человек из твоего народа, в другой – человек твоей веры. А в третьей своим будет даже иностранец, исповедующий другую религию,  но одинакового социального статуса. Например, иностранный дворянин на официальном балу или посольском приеме", - пояснил аналитик. 
"Что же касается нынешней ситуации, то в нашей стране она во многом стала результатом распада СССР и последующих событий, когда национальный вопрос стал особенно актуален", - заключил эксперт.

19060 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ