Вестник Кавказа

Марина Лагутина на Вести.FM: изучать историю страны надо через населяющие ее народы

При школьном изучении истории многонационального государства, необходимо опираться на истории народов, входящих в него, однако при этом локальные региональные события должны быть органически вписаны в общий исторический процесс, протекающий в государстве в определенный период. Об этом заявила сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик информационно-аналитического агентства "Вестник Кавказа" Марина Лагутина.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой ведущие Георгий Саралидзе, Армен Гаспарян и Марат Сафаров обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшняя передача была посвящена теме изучения истории в школе, проблеме поиска баланса между изучением истории государства и историей национальных окраин.

По словам эксперта, это процесс должен идти от частного к общему, необходимо приходить к государственным событиям, опираясь на события региональные. "Нужно вплетать историю конкретного этноса в общую канву истории страны, показывать значимость и достойное место того или иного народа в общих исторических событиях", - подчеркнула она.

При этом аналитик отметила, что особенно важно использовать этот метод при изучении сложных, противоречивых и неоднозначных исторических событий. "Например, когда изучается покорение Сибири или присоединение Кавказа. Именно для школьников из Сибирского федерального округа или из северокавказских республик. На мой взгляд, ни в коем случае нельзя противопоставлять один народ другому: это не русские напали на бурятов или чеченцев. Нет. Необходимо подчеркивать, что принятие тех или иных решений происходило на уровне политики государства или конкретного правителя. Объяснять мотивацию государства с разных точек зрения, учитывая при этом условия, в которых принимались те или иные политические решения", - отметила Марина Лагутина.

По ее словам, обращение к историческим событиям в таком ключе позволит учащимся увидеть позитивные результаты, в той или иной степени касающиеся всех граждан многонациональной страны. "Например, говорить про вклад представителей конкретных этносов в такие величайшие исторические события, как победа в Великой Отечественной войне, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство БАМ и так далее", - уточнила она.

При этом наличие в классе детей разных национальностей способно вывести образовательный процесс на новый уровень межэтнического диалога.  "Можно объединять учеников разных национальностей парами, чтобы они готовили совместные доклады о том или ином историческом событии с разных точек зрения. Чтобы русский, например, рассказывал о позитивной роли, героических поступках представителей азербайджанского народа, а азербайджанец – о вкладе русского народа, и так далее. Совместная работа, новые знания о соседях помогут сформировать в детях правильные представления о многонациональности и разнообразии России, заложит основы дружбы народов на будущее, а также поможет бороться с предрассудками и ксенофобией", - убеждена аналитик.

"И это касается не только национальных республик. Я родом из Ульяновской области, где проживают русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, азербайджанцы и другие народы. Когда я училась в школе в 1990-е, мы, дети, вообще не обращали внимания на то, кто какой национальности. Но у нас был курс краеведения, в котором как раз и рассказывалось о том, какие национальности проживают на территории региона, какие у них традиции. Мне кажется, сегодня еще более важно подчеркивать школьникам, что, несмотря на исторические сложности в прошлом, то, как нелегко создавалась наша страна, распадалась и объединялась, наша сила в единстве, и сегодня современное российское государство дает возможность изучать национальную историю, родной язык, сохранять традиции и культуру", - заключила эксперт "Вестника Кавказа".

14990 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ