Вестник Кавказа

Ирано-аравийский конфликт - ожидаемая неожиданность

Ирано-аравийский конфликт - ожидаемая неожиданность
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Разгоревшийся между Саудовской Аравией и Ираном дипломатический конфликт стал "ожидаемой неожиданностью", заявили сегодня участники круглого стола, посвященного возможным последствиям кризиса в отношениях между Эр-Риядом и Тегераном.

На это в первую очередь обратил внимание старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. "Накал отношений происходил в последние годы, так что поводом для кризиса могла быть и не казнь, а что-то другое - но сам конфликт был ожидаем. Многие говорят, что это высшая точка современного противостояния шиитов и суннитов  я бы так не сказал, но определенный перелом мы наблюдаем", - отметил он, напомнив, что арабы и персы на протяжении столетий находились в очень сложных отношениях.

"Основными на сегодняшний день являются геополитические противоречия Ирана и Саудовской Аравии. Если посмотреть совсем недавнюю историю, мы увидим, что Тегеран и Эр-Рияд были по разные стороны многих региональных конфликтов и долгое время вели "войну по доверенности", поддерживая борющиеся против друг друга силы в других странах. Заметьте, что шейх ан-Нимра был арестован в 2012 году, приговор вынесен в 2014 году, но приведен в исполнение именно в начале 2016 года. Почему? Мне все-таки кажется, что это напрямую связано с заключением соглашения по иранской ядерной программе", - полагает эксперт.

Как пояснил Сажин, речь идет не только об экономическом укреплении Ирана после снятия санкций. "Действительно, финансовые санкции начнут снимать уже в ближайшие недели, Иран уже поставляет нефть и получает за это деньги, становясь "лакомым кусочком" для бизнеса всего мира разных масштабов. Это воспринимается Саудовской Аравией настороженно - кто хочет иметь финансового оппонента? Но больше всего их беспокоит иранская деятельность в шиитских общинах на территории Аравии, которая никогда не прекращалась. Возрастающая мощь Ирана позволит Тегерану более активно влиять на эти общины", - подчеркнул востоковед.

Именно поэтому была проведена эта точно рассчитанная на иранский менталитет провокация, заключил Владимир Сажин. "В Иране есть такая "игра": захват и разгром посольств - они любят это делать. Так что расчет Эр-Рияда был довольно точен, что и позволило ему повести себя так жестко, как никто из поддержавших Саудовскую Аравию не поступил. В итоге Иран опять оказался в трудном положении, что ему совершенно не выгодно и идет в разрез со всей политикой президента Хасана Рухани. Потому такая реакция официального Тегерана: он сейчас делает все, чтобы смягчить эти серьезные осложнения", - сказал эксперт.

По его оценке, в открытый военный конфликт это противостояние не выльется. "Психологическая война будет продолжаться, но на 100% уверен, что это не приведет к реальной войне. Потенциал государств слишком разен, преимущество Ирана неоспоримо. Кроме того, США не будут в военном плане вмешиваться в этот конфликт", - ожидает востоковед.

Советник заместителя председателя Совета Федерации РФ Андрей Бакланов, в свою очередь, предложил внимательно разобраться в том, кто заинтересован в усугублении конфликта между Саудовской Аравией и Ираном, не позволяя стереотипам мешать анализу. "В западных странах как само собой разумеющийся тезис выводят особое положение этих двух стран в регионе. Однако как, к примеру, Иран может рассчитывать на лидирующее положение в суннитском регионе? Это большая передержка. Саудовская Аравия, конечно, никогда не скрывала, что рассчитывает на особое положение в исламском мире, так как там, на самом деле, находятся главные религиозные святыни - но на гегемон в регионе и она не претендует", - обратил внимание он.

"Мне представляется, что очень серьезное провоцирующие воздействие оказывают всякого рода группировки, те же самые организации, находящиеся на территории Йемена, например, испытывающие необходимость финансовой поддержки со стороны одной или другой страны. Они и подзуживают побочные конфликты. С точки зрения нефтяных интересов сейчас сложилось два центра силы на рынке: США с Великобританией (по оценкам специалистов, 40-45% от реального ценообразования находится у них) и нефтедобывающие страны. Сейчас мы видим, как между добывающими государствами все больше вбивается клин. ОПЕК, таким образом, снижает свое геополитическое воздействие", - рассказал Бакланов, подчеркнув важность проведения российской внешней политики, противостоящей этим событиям.

Cтарший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов назвал происходящее пиком противостояния Тегерана и Эр-Рияда. "Основная ответственность за это на Саудовской Аравии, безусловно. Напомню, сразу после казни генеральный секретарь ООН заявил, что этот судебный процесс не был прозрачен. Политика Саудовской Аравии в последнее время достаточно агрессивная: кровавое подавление движения Бахрейна, затем бомбардировки Йемена, где уже погибли несколько тысяч мирных жителей, поддержка террористов в Сирии. Проблема в том, что Саудовская Аравия пользуется поддержкой США. Напомню, что, когда в Иране хотели казнить женщину за измену, поднялась целая волна возмущений. А тут Вашингтон только слегка пожурил Эр-Рияд за казнь почти 50 человек", - заметил он.

14045 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ