Вестник Кавказа

Иран превысил досанкционный уровень нефтедобычи

Иран нарастил добычу нефти до 3,8 млн баррелей в сутки (б/с), рассказал источник в госкомпании National Iranian Oil Co. (NIOC).

По сведениям Международного энергетического агентства (МЭА), до установления западных санкций объем нефтедобычи в Иране достигал 3,5-3,7 млн б/с, пишет "Интерфакс-Азербайджан" со ссылкой на агентство Bloomberg.

Напомним, в прошлом месяце управляющий директор NIOC Рокнеддин Джавади обещал, что нефтедобыча в Иране выйдет на досанкционный уровень в июне текущего года.

Власти Ирана неоднократно заявляли, что ИРИ поддержит соглашение о заморозке уровня добычи лишь тогда, когда вернется к досанкционным показателям. Так, Тегеран не стал посылать своих представителей на встречу 17 апреля в Дохе, поскольку, по словам министра нефти Бижана Намдара Зангане, в переговорах принимают участие стороны, которые хотят обсудить вопрос заморозки добычи нефти. "Так как Иран не подпишет такой план, наше участие в этой встрече не является обязательным", - пояснил он.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" усомнился, что баланс спроса и предложения на мировом рынке, который Иран дестабилизирует своей политикой наращивания добычи, сейчас сыграет решающую роль. "Скорее, здесь можно говорить о психологии трейдеров: когда они видят статистику роста добычи, они пугаются, начинают продавать фьючерсы, и именно из-за того, что они их продают, а не из-за того, что произошло какое-то событие, снижается их стоимость, потому что спрос на фьючерсы падает", - пояснил эксперт.

Об этом, по его словам, свидетельствует тот факт, что Иран наращивал объемы добычи на протяжении достаточно длительного времени, постепенно увеличивал экспорт, но, несмотря на все эти новости, цена нефти выросла с $25 до $47. "Поэтому я не думаю, что нефтяные цены могут обрушиться именно из-за Ирана. В какой-то степени компенсирует рост добычи в Иране падение в США. Можно ожидать падения в Венесуэле, где назревают социальные потрясения", - уточнил Юшков.

Аналитик также предупредил: не стоит надеяться, что Иран прекратит наращивать производство нефти. "Если на его нефть будет спрос, будут инвестиции в объемы производства, то, естественно, он не остановится. Это подстегивает конфронтацию ИРИ с Саудовской Аравией, потому что это была именно тактика Эр-Рияда: добывать по максимуму, независимо от цен, невзирая на то, что от этого погибнут неэффективные производители. Сейчас такая же логика будет и у Ирана. "Мы терпели санкции, нам не хватало денег, а теперь мы восполним все, и пусть другие теперь ужимаются, а мы будем добывать столько, сколько сможем", - предположил он.

"Деньги и, главное, сервисные компании для расширения добычи в Иране сейчас приходят во многом из Китая. Они уже работали в ИРИ во время санкций, потому что Пекин не поддержал санкции против нефтяного сектора Ирана. КНР делает все, чтобы Иран продолжал наращивать объемы производства: ему выгодна дешевая нефть, так как сам Китай производит довольно мало нефти, являясь вторым по величине после США импортером. Поэтому Пекин будет вкладываться и давать Тегерану кредиты, лишь бы ИРИ наращивала производство. А Иран, я думаю, не остановится и будет увеличивать объем производства столько, сколько сможет", - указал Юшков.

Тем не менее, эксперт предупредил, что выход Ирана на запланированную мощность нефтедобычи вряд ли поможет странам-экспортерам договориться по заморозке уровней нефтедобычи на следующем саммите в июне. "В настоящее время маловероятно возвращение к переговорам о заморозке добычи, потому что переговоры сами шли в надежде, что вот сейчас мы достигнем компромисса - но, когда компромисс с основными производителями был достигнут и была готовность договариваться без Ирана, министр нефти Саудовской Аравии сообщил нашему министру Александру Новаку, что наследный принц королевства запретил подписывать документы. Сейчас никто не застрахован от подобных выходок Эр-Рияда. Дефицит доверия существовал и раньше, но теперь вряд ли кто-либо сядет договариваться друг с другом: если раньше проблема была в Иране, не участвовавшем в переговорах, то теперь проблема уже в Саудовской Аравии", - пояснил он.

"Внутри Саудовской Аравии есть определенный клан, который не хочет ни с кем ни о чем договариваться. Полагаю, переговоров, сравнимых с масштабной встречей в Дохе, уже не будет, ведь нет уверенности, что они не будут сорваны одним звонком. К тому же, ушла необходимость срочно договариваться: цены более или менее восстановились, идет их коррекция. Когда цена упала до $25 за баррель, это всех прижало и все начали договариваться - а сейчас она вернулась до $45 за баррель. С российской стороны сейчас тоже нет никакого рвения насчет подписания документов о заморозке нефтедобычи. Встреча станет возможной лишь в том случае, если ее будет организовывать сама Саудовская Аравия. Так что выход Ирана на запланированный им уровень добычи нефти уже не имеет значения - вопрос о заморозке вряд ли будет обсуждаться в дальнейшем", - заключил Игорь Юшков.

9480 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ