Вестник Кавказа

Иран покинет СВПД?

Иран собирается придерживаться ядерной сделки лишь до тех пор, пока это отвечает его интересам. Об этом на днях заявил министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. "Это соглашение - не любовная афера, это был разумный компромисс. Иран готов продолжать применять его, пока оно отвечает нашим интересам… Приоритетом для нас является то, что Иран может и в дальнейшем продавать нефть в разумных объемах и переводить выручку в Иран", - подчеркнул он.

"Европейцы и другие подписанты должны работать над компенсированием влияния американских санкций. В мае они представили нам пакет. Это были серьезные обязательства. Теперь они должны быть реализованы", - цитирует Зарифа РИА Новости.

В свою очередь, глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи отметил сегодня в рамках своего выступления на 62-й сессии генеральной конференции МАГАТЭ, что иранская сторона выполняет все свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе с момента вступления соглашения в силу. "Начиная с момента вступления соглашения в силу в январе 2016 года, Иран полностью выполнял условия сделки и все свои обязательства в рамках ядерной программы, что подтверждается во всех 12 докладах МАГАТЭ. Это простой, неоспоримый и общепризнанный факт", - сказал он.

Помимо этого, глава Организации по атомной энергии Ирана раскритиковал выход США из сделки, назвав одностороннее решение американской стороны "грубым нарушением резолюции 2231 Совета безопасности ООН". По словам Салехи, данный шаг США поставил существование ядерной сделки под угрозу, и это уже повлечет за собой серьезные последствия.

Напомним, 8 мая нынешнего года президент Соединенных Штатов Дональд Трамп объявил, что Вашингтон выходит из соглашения с Ираном по ядерной программе. Американский лидер сообщил также о восстановлении всех санкций против Ирана, в том числе вторичных, то есть в отношении других стран, ведущих бизнес с ИРИ.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в первую очередь отметил, что администрации президента США Дональда Трампа готовит очень серьезный удар по экономике Ирана. В этой связи он напомнил, что первый антииранский санкционный пакет, введенный Вашингтоном 7 августа нынешнего года, включает в себя ограничения на закупки иранских автомобилей, золота и металлов. "Также эти санкции коснулись иранских компаний, специализирующихся на алюминии, графите, угле, стали и выпуске компьютерных программ для промышленных предприятий. Что касается второго пакета, то он будет введен 4 ноября. Это более серьезные ограничения, поскольку они коснутся нефтегазовой промышленности и банковской системы Ирана", - поведал эксперт.

При этом он подчеркнул, что санкции 2012-2016 годов в отношении Ирана, веденные Евросоюзом, США и многими другими странами, оказали серьезное отрицательное влияние на иранскую экономику. "Разница между теми и нынешними ограничительными мерами заключается в том, что предыдущие были международными, хоть их и не согласовывали с ООН. Сегодня же речь идет о сугубо санкциях США против Ирана. То есть, даже союзники американцев не поддерживают их в этом. Дело в том, что иранский рынок очень выгоден для мирового бизнеса. Европа и ряд других государств после отмены санкций в 2016 году начали углублять торговое, экономическое и финансовое сотрудничество с Ираном, так что сейчас им невыгодно разрывать связи с ним", - поведал старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.

"В июле в Вене состоялась встреча, на которой пятерка участников ядерной сделки - Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия – обсуждала меры по защите компаний от воздействия американских санкций. Тогда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что, вроде бы, была достигнута договоренность о создании методов ведения торговых отношений с Ираном, которые не будут зависеть от прихоти США. Тем не менее, если учитывать всю экономическую мощь США, что вся мировая финансовая структура во многом зависит от американцев, то правительствам стран, отстаивающих право своих частных компаний на сотрудничество с Ираном, очень сложно что-либо сделать. Политически эти правительства не могут заставить эти компании сотрудничать с Ираном вопреки их бизнес выгодам. Как бы эти компании ни хотели, но у них всегда есть выбор – или иранский рынок, или американский", - пояснил Владимир Сажин.

В то же время он обратил внимание на то, что у Евросоюза есть возможность противостоять американской сделке. "В свое время они этим пользовались. В ЕС есть так называемый блокирующий регламент, который объявляет недействительным на своей территории американские санкции в отношении Ирана и запрещает европейским компаниям соблюдение этих санкций, а также исполнение любых решений иностранных судов, принятых на основании этих санкций. Поэтому ЕС буквально в тот же день, когда США объявили о введении первого пакета санкций, ввел этот блокирующий регламент. Также практически сразу Еврокомиссия одобрила финансовую помощь Ирану в размере 50 млн евро. Сумма, конечно, небольшая для мировой экономики, но это все-таки какой-то знак для Ирана, что Евросоюз находится на стороне Ирана. Кстати, 8 млн. евро выделяется иранским частным компаниям для ведения бизнеса с Европой. Это говорит о том, что европейские политики действительно хотят что-то сделать", - считает эксперт.

По его словам, Иран в свою очередь принял решение вести дела с малым и средним бизнесом в Европе. "Иранцы подсчитали, что в Европе 23 млн малых и средних предприятий, которые в меньшей степени зависимы от мировой финансовой экономической системы, поэтому с ними можно работать. США ведь не будут вводить прямые санкции против каких-то конкретных компаний, это будет как рикошет. Я не знаю, насколько американцы будут рикошетить против малых и средних предприятий в Европе. Европейские правительства, как бы они ни хотели, не могут политическими методами заставить свои компании сотрудничать с Ираном, но они могут оказать помощь своим средним и малым предприятиям", - уточнил Владимир Сажин.

В заключение он поделился своим мнением о том, насколько в целом сегодня реален выход Ирана из СВПД. "Если предпринимаемые Европой и рядом других стран шаги удовлетворят Иран, то он останется. Тегеран, по всей видимости, совсем не заинтересован в выходе из соглашения, поскольку это будет не только крахом всей этой системы, но и нанесет удар по политической и экономической обстановке в стране. Если Иран покинет сделку, то европейцы больше не будут сдерживать американцев, и тогда по Ирану будет нанесен мощнейший экономический удар. Я не уверен, что экономика ИРИ это выдержит. Именно поэтому Иран делает сейчас все возможное, чтобы сохранить СВПД и те становящиеся все более тонкими нити, соединяющие его с Европой. Тем не менее, я не думаю, что Европе удастся в полной мере сохранить сделку, потому что американцы планируют в ноябре очень сильный удар по Ирану. А рикошетом это ударит по всем странам", - подытожил старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.

50765 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ