Вестник Кавказа

Евгений Николайчук на Вести.FM: латвийские власти продолжают переписывать историю

Буквально три дня назад все народы России отметили один из самых любимых праздников – День Победы, отдав дань памяти советским воинам, отстоявшим мир в борьбе с фашизмом. Отпраздновали эту дату и тысячи жителей столицы Латвии, придя к памятнику советским воинам - освободителям в Риге и возложив цветы к его постаменту. Кроме того, в Риге прошла памятная акция "Бессмертный полк", и хотя ее организаторы опасались, что она будет малочисленной – ведь четыре года назад, когда шествие в столице Латвии прошло впервые, оно собрало лишь тысячу человек, в этот раз колонна людей с портретами членов их семей, которые воевали против гитлеровской Германии, составила более 15 тыс человек. С каждым годом тех, кто решил показать, что 9 Мая — это великий праздник и в Латвии, становится все больше. Об этом заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Евгений Николайчук.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. 

В этой связи эксперт обратил внимание, что желание латвийских граждан зачастую идет вразрез с официальной политикой. "Над памятником воинам-освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков, как и над самим историческим фактом Победы над немецко-фашистскими захватчиками, который год сгущаются тучи: еще шесть лет назад, в 2012 году, глава Минобороны Латвии Артис Пабрикс заявил, что памятник, у которого каждый год 9 мая собираются тысячи людей, заслуживает того, чтобы быть снесенным, но высказал опасение, что это приведет к напряжению в обществе, поскольку памятник имеет "большой политический вес".

Глава латвийского Минобороны признался, что его задевает и празднование 9 мая, поскольку якобы "цель большинства участников этого мероприятия - удержать нас в той геополитический сфере, которая перестала существовать 20 лет назад", - сказал эксперт.

По словам аналитика "Вестника Кавказа", проявления русофобии, которыми отмечен период независимости Латвии после 1991 года, - следствие законодательной базы на основе Декларации о восстановлении независимости от 4 мая 1990 года, которая была принята с подачи радикальной части западной латышской эмиграции и фактически стала государственной идеологией. "Поэтому разделение жителей Латвии на граждан и неграждан, принятие дискриминационных по отношению к русскому национальному меньшинству законов о языке и об образовании, переписывание истории Латвии в угоду радикалам и борьба с памятниками советской эпохи - это лишь претворение в жизнь той концепции, которая была сформулирована в этом документе", - поведал он, отметив, что русофобов и неонацистов среди латышей абсолютное меньшинство, но именно они - самая крикливая и наиболее активная в общественном пространстве группа, которая и задает тон. Однако абсолютное большинство латышей воевать с государством не хотят, понимая, что это в первую очередь ударит по ним же.

Николайчук напомнил, что власти Латвии проводят политику переписывания и вымарывания истории именно последние четверть века. "Так, в Риге внедрили новую традицию - отмечать 16 марта день памяти легионеров двух латышских дивизий Ваффен СС. Шествие к памятнику Свободы проходит в самом центре города, и ничего, что эти в кавычках "герои" присягали Гитлеру и участвовали в карательных операциях под Псковом, в Белоруссии, на Украине, в Польше. Многих депутатов латвийского сейма, да и некоторых министров, такие "мелочи" не беспокоят. Легионеры в их понимании боролись за свободу Латвии. А вот советские воины – нет. Наверное, поэтому в 1997 году латышские неонацисты пытались подорвать ненавистный им памятник, но толком не смогли этого сделать.

Ситуация вокруг монументов Воинам-освободителям в странах Балтии обострилась в 2007 году, когда правительство Эстонии приняло решение перезахоронить останки советских солдат из Братской могилы на холме Тынисмяги в центре Таллина и перенести установленный в их честь памятник на Военное кладбище. Но в ответ вспыхнули массовые волнения среди русскоязычного населения – оно восприняло перенос памятника как глумление над памятью погибших в войне, а волнения переросли в массовые беспорядки, погромы и акты вандализма", - поведал аналитик.

Отвечая на вопрос: "Зачем латвийским властям переписывать историю?", эксперт сообщил, что это необходимо для оправдания деятельности латышских полицейских батальонов, многие из которых потом влились в ваффен-СС и были обыкновенными фашистскими преступниками. "Вот нынешние политики в Латвии и занимаются историческим жульничеством - приравнивают ветеранов Великой Отечественной войны, воевавших против фашизма, к карателям, заживо сжигавшим ни в чем не повинных людей.

В соответствии с их риторикой, эти бойцы воевали не за Гитлера, а против "гидры коммунизма" и за независимую Латвию. Благо есть с кого брать пример – ту же политику "декоммунизации" проводят соседи в Польше и на Украине, круша советские памятники в Варшаве и во Львове. Оно и понятно - с мертвыми бороться гораздо проще, чем с живыми – они не могут ответить", - указал эксперт, отметив, что неслучайно начало 2018 года в Латвии обозначилось очередными всплесками русофобских высказываний, которые порой доходят до абсурда – так, продюсер и музыкант Гунтарс Рачс пожаловался, что русские Латвии продолжают праздновать Новый год по московскому времени, а депутат Сейма, член националистической партии "Все - Латвии!" Александр Кирштейнс назвал русский язык языком мирового сионизма.

"Вызывает удивление только одно: почему западные страны, которые так любят говорить о демократии и правах человека, спокойно взирают на то, как в стране Евросоюза происходит героизация пособников нацистов? Остается лишь пожелать, чтобы мы не оставляли эту героизацию без отпора. А в ответ на крики фашистских недобитков о "зверствах СССР" мы настойчиво рассказывали ту правду, о которой они стараются забыть", - заключил Евгений Николайчук.

12600 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ