Вестник Кавказа

Эксперты об итогах года для экономики России

Эксперты об итогах года для экономики России
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня мы подводим некоторые итоги года в российской экономике, которая в 2015 году пыталась оправиться от последствий валютного, нефтяного и системного кризиса. Россия прошла пик кризиса, в будущем году начнется рост экономики страны, - заявила сегодня спикер Совфеда Валентина Матвиенко, подчеркнув, что "не нужно, как мантру повторять и с содроганием каждое утро следить за ценами на нефть", а нужно активнейшим образом развивать реальную экономику, малый и средний бизнес.

Какие резервы есть у российской экономики и на что можно надеяться в наступающем году - стоит ли ожидать роста производства, падения инфляции, притока капитала и роста ВВП страны, рассуждают наши эксперты.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин, в целом российская экономика со своей задачей справилась и правительство сработало на удовлетворительно. "В целом, как и ожидалось, в экономике рецессия. В этом, конечно, ничего хорошего нет, но могло бы быть и хуже. То есть некоторые эксперты ожидали темпы падения ВВП на уровне от 5% до 7%. Падает на уровне 4% - хорошо, на мой взгляд. Радует то, что темпы роста ВВП в сельском хозяйстве выросли на 3% в год. То есть хоть где-то импортозамещение частично сработало - тоже здорово. Нефтехимическая промышленность России на хорошем уровне. В целом, и то, что рубль частично отвязался от нефти, корреляция ослабла - это тоже хорошо, иначе мы сейчас бы увидели рубль на отметке где-нибудь 80-90 рублей за доллар, а сейчас он хорошо держится на уровне 70-71. Это тоже радует. Но в целом что планировалось, то и получилось. То есть ждали рецессии, она и получилась", - посетовал эксперт.

"Вроде как бы начинает немножко расти и наша промышленность, и импортозамещение идет. Но хотелось бы, чтобы все это было более активно, более быстрыми темпами, потому что экономики наших конкурентов не стоят на месте. Они тоже эволюционируют, и надо соответствовать, хотя бы держать ту дистанцию, которая была. Я думаю, что основной негатив для нас идет с внешних рынков. Это, конечно, с рынка Commodities, там очень сильно упали цветные металлы, и главное – падает нефть. Нефть для России очень важна сейчас, особенно для бюджета, да и заполнение фискальных закромов тоже не очень получается из-за таких низких цен. Поэтому я думаю, что в принципе цены продержатся. Тут еще вот пугают и GoldmanSachs, и Королевский банк Шотландии тем, что цена будет $20 или, по Банку Шотландии, $16 за баррель марки Brent. То есть это все говорит о том, что ожидания, конечно, пессимистичные. И тогда для России, если рубль не удержится ниже 90 за доллар, настанут более серьезные времена, чем мы прошли в 2015 году", - предположил Василий Якимкин.

"В первой половине 2016 года, конечно, надо внимательно смотреть за нефтью и принимать какие-то срочные меры Банку России, если нефть будет фиксировать такие низы. Я имею в виду поддержку кредитно-денежной политики: сделать стимулирующую, то есть поднимать, ставку, чтобы рубль держался. К сожалению, для промышленности это будет не очень здорово, но что же делать? Главное - удержать стабильным рубль, не допустить, чтобы он ослаб, и цена доллара превысила 90 рублей. Вот тогда могут быть проблемы: и инфляция, и рост цен на импортные товары, особенно для малообеспеченных слоев населения, которые живут от зарплаты до зарплаты. Львиную долю дохода они тратят на продуктовую корзину. Но не будем о грустном в преддверии Нового года. В целом как бы все хорошо - ходишь в магазин, и полки полные. Это уже радует. То есть те санкции, которые вводят против нас "западные партнеры", не возымели того действия, на которое рассчитывались. Думали, что в России начнутся брожения, забастовки, вещевые прилавки опустеют, продуктовые - тоже. Ничего подобного - в этом плане все хорошо, и это тоже настраивает на позитив, что и в следующем году, я думаю, провала не будет. А дальше, со второй половины 2016 года, нефть постепенно будет расти, и тогда экономика России вздохнет спокойнее", - заверил доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС.

По мнению экономиста, в плане импортозамещения очень хорошо сработало сельское хозяйство: "Отлично ставить не будем, но на твердую четверку оно сработало. То есть если у нас продолжатся туда инвестиции… Сейчас, к сожалению, ставка там довольно высока - кредиты даются примерно под 27%, правда, 15% компенсирует государство. Но хотелось бы, чтобы компенсировало сразу, а не по истечении какого-то срока. Реальный кредит – 12%. Но для страны 12% - это тоже большой кредит. Скажем, фермеры в Западной Европе берут аналогичные кредиты под 0,2% годовых. Цифры различаются на два порядка. Поэтому хотелось, чтобы в нужном направлении двигалась и кредитно-денежная политика в России, и инфляция снижалась. Но в целом импортозамещение в сельском хозяйстве, конечно, сработало. В некоторых отраслях промышленности, в нефтехимической, к примеру, тоже сработало. То есть даже если заходить на розницу, полки магазинов, которые предлагают химические товары – лаки, краски, химические реагенты – то их все больше и больше отечественного производства", - поведал эксперт, отметив, что западные товары после того, как рубль серьезно подешевел против инвалют, стали неконкурентоспособными для российского потребителя, уступая свои места российским товарам.

"Опять же, хорошо, что мы почти на 100% обеспечиваем себя определенными сортами мяса – птицы, например. Хорошее производство свинины, хорошие темпы роста. Ну а вот крупный рогатый скот - тут мы, конечно, отстаем. Ну и понятно - туда вложения более долгосрочные, поэтому они не так выгодны. Мы отстаем по молоку, по мясу коров, но в целом двигаемся в правильном направлении. В других областях промышленности, особенно в новых технологиях – там, надеюсь, все хорошо. А вот для ширпотреба, и для не только ширпотреба, а для нефтяной отрасли, доступ ко многим современным технологиям заблокирован из-за санкций, поэтому нашим нефтяным гигантам пришлось отказаться от ряда шельфовых разработок просто потому что пока еще нет технологий, нет нужных установок, в том числе буровых. Пока наши заводы и конструкторские бюро все это разработают, пройдут кварталы и годы. Опять же - нужны инвестиции. Но в целом, подводя итог, есть определенное удовлетворение от того, как закончился 2015 год", - заключил Василий Якимкин.

Председатель правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрий Пискулов в беседе с нашим корреспондентом отметил, что в целом российская экономика испытала падение производства, падение ВВП.

"С другой стороны, президент говорил о том, что пик кризиса пройден, и мы наблюдаем улучшение макроэкономической ситуации, что дает основание надеяться на то, что в следующем году экономика сможет показать определенный рост. Небольшой рост, в пределах 0,5%, что укладывается в статистическую погрешность, но тем не менее. Многие производства адаптировались, тем не менее, многие предприятия, реальный сектор, испытывают нехватку денежных ресурсов, связанную с ограничительной политикой Банка России в области денежного предложения и высоких ставок кредитования, что также связано с проводимой денежно-кредитной политикой", - рассказал эксперт.

"Мы видим то, что на внешних рынках сложилась неблагоприятная сырьевая конъюнктура, в частности по цене на энергоносители, что делает приток валюты в страну ограниченным. Но, тем не менее, мы наблюдаем сокращение доходов населения и по-прежнему в общем-то положительное сальдо торгового баланса. То есть, даже несмотря на сокращение поступления валют, у нас импорт упал и экспорт по-прежнему превышает импорт. Есть положительные сигналы в области притока капитала, но их надо подтверждать. Фондовые индексы не упали вслед за падением производства так, как они могли бы, и находятся на довольно разумных уровнях, что дает надежду на их рост в следующем году. Наверняка инфляция упадет, и в следующем году она составит уже существенно меньше цифр, которые наблюдались в начале этого года. То есть она будет может быть 7-8-9% и соответственно это даст возможность Банку России сокращать свою ключевую ставку, что будет выгодно для экономики", - предположил Дмитрий Пискулов.

"Кроме того, Банк России намеревается разрабатывать и продвигать прямое финансирование, развивать долговой рынок корпораций, то есть чтобы они могли выпускать облигации, а не только зависели от банковского кредитования, потому что банки перекредитовали экономику, и в условиях сокращения денежной массы им сложно продолжать кредитовать средний, особенно мелкий бизнес", - отметил председатель правления НВА.

"Мы видим ряд положительных сдвигов в области импортозамешения. То есть многие товары замещаются, которые могут заместиться. Ну, например, в области продовольствия, где-то в машиностроении. В этой связи в общем-то политика санкций и обратных санкций российского правительства определенным образом дала свои плоды, хотя и приводила в течение года к некоторым всплескам инфляции. Тем не менее, прогноз скорее более оптимистичный, чем пессимистичный, и намного более оптимистичный, чем, скажем, звучали прогнозы в конце прошлого года", - заверил экономист.

"Мы видим довольно стабильный курс рубля. Существует волатильность, но, тем не менее, курс движется немножко вслед за нефтью, сохраняя при этом те пределы, которые мы уже видели – 65-70 рублей. И в этом плане, даже несмотря на повышение, на внешние факторы, на падение цен на нефть и повышение ключевой ставки американского Центрального банка, начавшийся раунд повышений, они обещают: в следующем году рубль чуть-чуть снизится. Но он, например, не снизился так, как валюты многих стран СНГ или валюты развивающихся стран, из которых сильный отток капитала, и они сильно падают. Наш рубль в свое время упал, и сейчас он наоборот испытывает выгоды от того, что был сильно перепродан. Сейчас он может немножечко снижаться, но в целом ситуация стабильная", - заключил Дмитрий Пискулов.

13280 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ