Вестник Кавказа

Два года новому статус-кво в Карабахе

Сегодня исполняется два года со дня установления второго перемирия в зоне нагорно-карабахского конфликта: 5 апреля 2016 года, после трех дней активных боевых действий, результатом которых стало освобождение части оккупированных азербайджанских территорий, начальники Генштабов Азербайджана и Армении провели переговоры в Москве и подписали документ о прекращении огня.

Напомним, апрельские бои за Карабах начались 2 апреля 2016 года после массированного обстрела азербайджанских мирных сел со стороны ВС Армении. В тот же день ВС Азербайджана перешли в контрнаступление и отбросили оккупантов вглубь захваченных территорий, освободив стратегическую высоту "Леле Тепе", высоты у села Талыш и населенный пункт Сейсулан, таким образом, от дальнейших обстрелов были защищены города Нафталан и Горадиз, а в окрестные села, в частности, Джоджуг Марджанлы, впервые за 20 лет смогли вернуться местные жители.

За перемирием последовал всплеск дипломатической активности, президенты Азербайджана и Армении провели два раунда переговоров в Вене и Санкт-Петербурге, однако затем мирный процесс урегулирования конфликта вновь замедлился вплоть до очередной масштабной провокации оккупантов Карабаха летом 2017 года, когда в результате обстрела артиллерией ВС Армении азербайджанского села Алханлы погибли Сахиба Гулиева и ее двухлетняя внучка Захра Гулиева. После этого участились контакты министров иностранных дел, президенты встретились в Женеве в октябре, однако Ереван продолжил придерживаться тактики затягивания переговоров, и к двухлетию нового статус-кво в зоне конфликта стороны подошли на тех же позициях, на которых закрепились 5 апреля 2016 года.

Однако за это время соотношение их позиций существенно изменилось. Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Ровшан Ибрагимов, Азербайджан прожил эти два года с уверенностью в том, что оккупированные территории республики будут освобождены в обозримом будущем. "Сомнений в том, что азербайджанские земли будут деоккупированы, никогда не было, понимание, что это произойдет или мирным путем с возможностью предоставления статуса автономии Нагорному Карабаху, или военным путем для восстановления территориальной целостности государства в соответствии со статьей 51 Устава ООН, было всегда. При этом после апрельских боев появилась и уже не уходила уверенность, что в случае возобновления войны азербайджанская армия решит поставленные перед ней задачи", - сказал он.

Кроме того, в течение последних двух лет Азербайджан стал уделять еще больше внимания вооружению армии высокотехнологическим оружием. "Стоит подчеркнуть, что такое оружие не только приобретается за рубежом, но и производится внутри страны. Оборонная промышленность Азербайджана стала выпускать ряд вооружений, которые в перспективе будут переданы для использования армией; в первую очередь, идет разработка нескольких видов беспилотных летательных аппаратов, чье применение в апрельских боях показало свою эффективность и в разведке, и в активных военных действиях. Также разрабатываются технологии уничтожения электроники вражеской военной техники. В целом, в направлении повышения технологичности армии сейчас проводится военная реформа, идет обучение и повышение профессионализма войск для использования высокотехнологического оружия в случае возобновления войны", - обратил внимание Ровшан Ибрагимов.

"Апрельские бои за Карабах начались из-за диверсии на линии соприкосновения войск с армянской стороны, которой был дан отпор. Причины этой диверсии понятны, ведь в ходе гонки вооружений оккупанты стали отставать и баланс сил изменился в пользу Азербайджана. Собственно, все последние годы эскалация напряженности на фронте шла по восходящей, Ереван ежедневно нарушает режим прекращения огня, и новые активные боевые действия вполне возможны. Здесь все зависит от того, насколько конструктивно или неконструктивно будет продолжать армянская сторона действовать в отношении мирного разрешения конфликта", - подчеркнул политолог.

Бывший мэр Еревана, председатель экономической комиссии "Армянского национального конгресса" Ваагн Хачатрян, в свою очередь, заметил, что поражение ВС Армении и изменение статус-кво с освобождением части азербайджанских территорий стало тогда шоком для армянского общества. "Это было, конечно, большой неожиданностью для всех нас и привело к изменению настроений у людей. До этого все граждане Армении были просто убеждены, что границы между воюющими сторонами незыблемы, и никаких проблем в случае крупных боевых действий у нашей армии быть не должно. Но произошло то, что произошло, обществу стало ясно, что нужны изменения", - сказал он.

Однако изменения эти произошли не по линии активизации дипломатической работы и поиску компромисса, но по линии укрепления нового статус-кво на оставшихся оккупированными территориях. "Было сделано очень многое для обновления вооружений, укрепления границ и защиты солдат, а также граждан в приграничных районах. Очень жаль, что это произошло за счет гибели наших солдат. Безусловно, вероятность возобновления войны большая, она была большой всегда с мая 1994 года, когда было установлено перемирие. Проблема неоконченной войны в том, что в любой момент, в каждую секунду или минуту надо ожидать боев, которые произошли, к сожалению, два года назад. Я сторонник того, что проблему Нагорного Карабаха надо быстрее решать, более того – эту проблемы стоило решить еще вчера", - подчеркнул Ваагн Хачатрян.

Политический консультант Олег Кузнецов обратил внимание на продолжение усиления военного потенциала Азербайджана и все большее падение обороноспособности Армении в течение двух лет. "За это время азербайджанская армия достаточно серьезно укрепилась за счет закупок российского и израильского вооружения, в этом смысле можно говорить о том, что военно-технический потенциал азербайджанской армии серьезно увеличился. Кроме того, азербайджанская армия учла боевой опыт, полученный в апреле 2016 года, и провела огромное количество командных штабных учений и учений с использованием боевых подразделений, направленных на организацию взаимодействия сил и средств для повышения уровня управляемости войсками в условиях боевых действий. Период боевой учебы в течение двух лет позволил приобрести серьезный практический опыт, благодаря которому тактическая подготовка командного состава и в целом выучка войск Азербайджана стала на порядок выше, чем в 2016 году", - заявил он.

"Армянская армия, в свою очередь, за два года не получила практически ничего из вооружений за исключением нескольких сотен единиц стрелкового вооружения, которое в условиях современного боя особого значения иметь не может. Также не думаю, что уровень ее боевой подготовки за это время вырос, идет естественное старение техники и боеприпасов, и можно говорить о том, что ситуация в армянских войсках принципиально в сравнении с 2016 годом никак не изменилась. Это означает, что Азербайджан в случае эскалации конфликта будет находиться в качественно более высоком положении, нежели Армения. Сейчас возобновление активных боевых действий маловероятно – Армения не начнет наступление из-за отсутствия сколько-либо серьезного военно-технического потенциала, хотя и продолжит провоцировать напряженность на линии фронта", - заключил Олег Кузнецов.

22080 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ