Вестник Кавказа

Что мешает товарам Армении прорваться на внешние рынки?

Сегодня рынок рыбной продукции в Армении переживает тяжелые времена. Об этом заявил председатель Объединения армянских производителей и экспортеров рыбы Артур Атоян.

"В Армении на сегодняшний день существуют серьезные проблемы, препятствующие производству рыбной продукции. Первая проблема – это себестоимость. Сегодня оптовая цена на армянскую рыбу сравнялась с ее себестоимостью. В некоторых случаях хозяйства, имеющие кредитные обязательства, связанные с необходимость приобретения кормов, продают продукцию на 120-150 драмов ниже себестоимости", - приводит его слова АРКА.

Атоян добавил, что сейчас Армения утратила прежнюю конкурентоспособность на внешнем рынке, из-за чего экспорт рыбной продукции сильно упал.
"В условиях отсутствия сотрудничества с государственными структурами рыбоводы бессильны перед существующими проблемами, представляющими угрозу для всей сферы", - уточнил председатель Объединения армянских производителей и экспортеров рыбы.

Одной из главных проблем в области рыбоводства Атоян назвал рост цен на корма на внешнем рынке. Он также посетовал, что выпускающие качественную продукцию армянские рыбоводческие хозяйства теряют конкурентоспособность из-за плохой рекламы, неверной политики и стратегии.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель аналитического центра "Альтернатива", экономист Татул Манасарян отметил, что необходимо разделять такие понятия, как конкурентоспособность и экспортоспособность. "Продукция может быть абсолютно конкурентоспособна, то есть может быть реализована на всех рынках. Кроме того, она может быть не абсолютно конкурентоспособна, но экспортоспособна - смотря, какую нишу занимает данная продукция, смотря, какие рынки сбыта мы имеем в виду. Там, где сочетание качества и цены позволяет реализовать продукцию в странах с невысокой покупательной способностью, речь идет об экспортоспособности этой продукции", - сказал он.

При этом многое зависит от того, в какую страну экспортируется товар. "Конечно, в странах ЕС, где стандарты выше, нормы фитосанитарных условий жестче, не каждой продукции позволяют попасть на рынок. В других странах, которые не являются членами ВТО и подобных ей объединений, конечно, можно реализовать любую продукцию", - пояснил эксперт.

"Я хочу отметить, что Армения сделала определенный прогресс в этом направлении. Страна была готова подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Это означает, что стандарты армянской продукции, в том числе и рыбной, достаточно высоки. Так что, за редким исключением, если товар реализуется и на него есть спрос на внутреннем рынке, то этот армянский товар является, скорее, конкурентоспособной продукцией, нежели экспортоспособной", - добавил Манасарян.

По его мнению, у низкой экспортоспособности производимой в Армении продукции существует сразу несколько причин."Во-первых, есть объективные причины, препятствующие повышению экспортоспособности и конкурентоспособности. Если взять такой компонент, как цена продукции, то она, в силу того, что Армения является страной, не имеющей доступа к морю, уже будет выше, по нашим подсчетам, на 20-30%. Это объективный факт, поскольку в условиях блокады очень трудно повысить конкурентоспособность", - поведал он.

"Вторая причина - это то, что многие товары, особенно сельскохозяйственная продукция, не субсидируются государством. Поэтому те же товары из ЕС, из США и развитых стран, вытесняют продукцию из других стран", - отметил экономист.

"К примеру, можно упомянуть так называемые натуральные соки, которые мы импортируем из разных развитых стран. Парадокс заключается в том, что местные соки выше по качеству, и по цене они тоже должны уступать сокам, которые мы привозим извне. Однако в силу субсидий зарубежные соки стоят дешевле, чем местная продукция. Это уже говорит о том, что существуют неравные условия для конкуренции. И конкурентоспособность страдает от этого", - посетовал он.

"Если же говорить о субъективных причинах, которые, тем не менее, можно преодолеть, это, в первую очередь, засилье монополий, теневая экономика и тому подобное. Надо прежде всего активно бороться с монополиями, сделать так, чтобы была здоровая конкуренция, чтобы была заинтересованность в повышении качества, эффективности и конкурентоспособности", - заключил Татул Манасарян. 

12505 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ