Вестник Кавказа

Большому театру 240 лет

Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) отмечает сегодня 240-летие.

Днем его основания считается 28 марта (17 марта по старому стилю) 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусову "привилегию" на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений на десять лет.

Открытие первого здания театра состоялось в конце 1780 года. Деревянное здание Большого театра дважды было уничтожено пожаром - в 1805 и в 1812 годах. Современное здание театра построено в 1820-1824 годах архитектором Осипом Бове. 18 января (6 января по старому стилю) 1825 года состоялось его торжественное открытие.

Среди выдающихся исполнителей второй половины XIX века, выступавших на сцене Большого театра, - певицы Александра Александрова-Кочетова, Мария Дейша-Сионицкая. Своими операми дирижировали композиторы Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, Александр Аренский. Подлинного расцвета театр достиг в начале XX века, когда на сцене появились Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, за дирижерским пультом стоял Сергей Рахманинов.

После революции 1917 года Императорский Большой театр прекратил свое существование - был открыт Государственный Большой театр, в 1919 году ему было присвоено звание академического.

Исполнительский уровень труппы оставался неизменно высоким. В разные годы на сцене Большого с огромным успехом выступали Надежда Обухова, Валерия Барсова, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Ирина и Леокадия Масленниковы, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Владимир Атлантов; Екатерина Гельцер, Асаф Мессерер, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский.

29 октября 2002 года труппа театра получила Новую сцену, на которой и проходили спектакли во время масштабной реконструкции исторического здания, продлившейся с 2005 по 2011 год. Открытие главной сцены Большого состоялось 28 октября 2011 года торжественным гала-концертом.

Сейчас ГАБТ известен такими именами, как Маквала Касрашвили, Динара Алиева, Екатерина Щербаченко, Светлана Шилова, Максим Пастер, Эльчин Азизов, Бадри Майсурадзе, Светлана Захарова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко 

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин отметил, что формирование репертуара - главная и очень непростая задача для любого театра, тем более такого, как ГАБТ.

"Конечно, выбирая репертуар, мы понимаем, что Большой театр - первый национальный музыкальный театр страны", - заявил он. "И у нас есть своя внутренняя цензура - что мы берем и кого мы приглашаем. В первую очередь, желательно, чтобы это были высочайшего класса произведения - оперные и хореографические и с точки зрения постановки, и исполнителей", - цитирует Урина РИА Новости.

Народная артистка СССР Тамара Синявская в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заявила, что Большой театр занимает "самое главное место в театральной жизни России и мира". "Это я вам говорю абсолютно объективно. Во всяком случае так было в тот период, когда мне довелось там служить. Из 240 годов сорок лет, если можно так сказать, мои. Поэтому для меня то, что нам довелось присутствовать при этом юбилее, является, конечно, большим событием. Правда, 240 лет – это еще не совсем юбилей. Если бы было 250, то было бы совсем хорошо", – сказала она.

"Я думаю, что еще остались те люди, которые там служили, которые поклонялись Большому театру, артистам Большого театра, оркестру, хору. Сейчас растет новое поколение, которое будет также любить Большой театр, как и любили в свое время наши сверстники, разных возрастов", - добавила Тамара Синявская.

Известный российский кинорежиссер Егор Кончаловский отметил, что, "безусловно, когда заходит речь о символе российского театра, то, конечно, Большой театр - это наша визитная карточка". "Наш российский и русский балет, советский балет в первую очередь связан с Большим театром. Это одна из тех областей, которыми мы всегда гордились, гордимся и будем гордиться. Поэтому, безусловно, Большой театр как дом искусства - это, наверное, все-таки номер один, с точки зрения узнаваемости бренда в мире. Не говоря уже о том, что это, действительно, великолепный, огромный, большой дом искусства", - сказал кинематографист.

В свою очередь художественный руководитель бакинского Русского драматического театра имени Самеда Вургуна Александр Шаровский вспомнил о своем недавнем посещении Большого театра, когда его сотрудниками была организована "экскурсия от подвала до пошивочных мастерских". "И среди прочих удивительных вещей, которые мы увидели, был замечательный музей Майи Плисецкой. Это было поразительно, с какой любовью, с какими достоинством была представлена история жизни великой балерины", - восхитился он.

"Я не большой специалист в опере и балетном искусстве, но для родившихся и выросших в СССР, для людей моего поколения Большой театр - это Козловский, это Лемешев, это Уланова, это Лепешинская, это предмет гордости большого народа", - заключил Шаровский.

16020 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ