Вестник Кавказа

Азербайджан и Казахстан соединит новый нефтепровод

Министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил, что страна совместно с Казахстаном намерена провести новый нефтепровод Ескене-Курык-Баку протяженностью 739 км.

Он обратил внимание на то, что Казахстан обладает огромными доказанными запасами углеводородов, которые составляют 5,5 млрд т нефти и 3 трлн кубометров газа.

В опубликованной сегодня статье министра отмечается, что это ежегодно позволяет Казахстану производить 33,6 млрд кубометров газа и 80 млн т нефти, однако у страны за исключением трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) нет гарантированно независимого, надежного и безопасного маршрута экспорта нефти. "Возможности трубопроводов Тенгиз-Новороссийск, Атырау-Самара, Атасу-Алашанькоу и маршрут Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) недостаточны для того, чтобы обеспечить растущий экспортный потенциал", - цитирует Натига Алиева Тренд.

По его словам, учитывая пропускную способность этих маршрутов и объемы экспорта, которые планируется достичь, официальная Астана сконцентрировала свое внимание на Казахстанской Каспийской системе транспортировки (ККСТ).

"Согласно ККСТ, планируется строительство нефтепровода Ескене-Курык-Баку протяженностью 739 км. Технико-экономическое обоснование нефтепровода Ескене-Курык предусматривает строительство нефтеперекачивающую станцию на месторождении "Тенгиз", магистрального нефтепровода Тенгиз-Опорный-Узень-Актау, нефтяного терминала и нового порта в Курыке, а также реконструкцию и расширение порта Актау", - поведал глава Минэнерго Азербайджана.

При этом он подчеркнул, что строительство этого трубопровода позволит Казахстану экспортировать свою нефть в порты Грузии и Турции. "На начальном этапе мощность нового трубопровода составит 23-25 миллионов тонн нефти в год с возможностью расширения в будущем до 56 миллионов тонн", - уточнил министр.

ККСТ должна обеспечить экспорт казахстанской нефти в основном с месторождения "Кашаган" (вторая и третья фаза) через Каспийское море, по трубопроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" и другие нефтетранспортные системы, как на территории Азербайджана, так и других транзитных стран на международные рынки.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор бакинского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан обратил внимание, что данный трубопровод был запланирован еще десять лет назад. "В 2006 году между Казахстаном и Азербайджаном было подписано межправительственное соглашение: документ за подписью Ильхама Алиева и Нурсултана Назарбаева предусматривал поэтапное увеличение прокачки казахстанской нефти через Азербайджан и далее ее транспортировку как по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, так и по Южно-Кавказскому транспортному коридору на мировые рынки. Ожидался огромный рост добычи в Казахстане в связи с разработкой Кашаганского месторождения, и предполагалось, что через Азербайджан будет транспортироваться часть этой нефти, до 25 млн т ежегодно", - напомнил он.

Эти планы были отложены на неопределенный срок из-за проблем с разработкой Кашагана. "В лучшем случае к 2020 году Казахстан сможет добывать на этом месторождении 20 млн т ежегодно, причем даже в этом еще нет уверенности. Выход на уровень коммерческой добычи, что для Кашагана составляет 75 тыс баррелей в сутки, будет только в конце этого года, планы на 2017 год – всего 5 млн т добычи. Полагаю, меньше одной пятой этого объема будет поставлено на зарубежные рынки. И тем не менее, разработка Кашагана открывает новый путь в казахстанско-азербайджанском нефтяном сотрудничестве", - признал эксперт.

"Как мы можем наблюдать сейчас, транспортировка казахстанской нефти через Азербайджан резко упала из-за снижения нефтяных цен. Напомню, что Казахстан привозит нефть в Азербайджан танкерами, доставляя ее в порт Актау по железной дороге, а сейчас это слишком дорого. Тем более что, по некоторым оценкам, пока себестоимость кашаганской нефти будет не менее $70 за баррель. В связи с этим не стоит ожидать, что в скором времени значительные объемы казахстанской нефти начнут поставляться через Азербайджан на мировые рынки. Поэтому указанный трубопровод – дело будущего, а не сегодняшнего дня", - подчеркнул Ильхам Шабан, проиллюстрировав свое мнение текущей статистикой.

"В сегодняшней статье министра Натига Алиева указан объем траспортировки казахстанской нефти в 150 тыс баррелей в сутки, то есть 7,5 млн т в год. На такой объем трубы не строят – объемы до 15 млн т ежегодно коммерчески выгодно возить танкерами. В будущем, 2025-2030 годах, когда Казахстан будет добывать 150 млн т нефти в год, а цена вырастет до $100 за баррель, трубопровод можно будет построить. Его себестоимость – всего $2 млрд при пропускной способности в те самые минимальные 15 млн т в год – не составит никакого труда для двух стран. Сейчас же Казахстану достаточно существующих маршрутов и на Запад, и на Восток при годовой добыче в 75-78 млн т", - пояснил он.

27545 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ