Вестник Кавказа

В Избирательный кодекс Армении внесены изменения

Депутаты армянского парламента на заседании во вторник приняли во втором чтении изменения в Избирательный кодекс Армении, которые предполагают существенные реформы в основной избирательный закон страны, передает агенство Новости-Армения.

Правительство и правящая коалиция позитивно оценили предложенные изменения, в то время как оппозиция осталась недовольна. Оппозиционная фракция АРФ Дашнакцутюн проголосовала против принятия законопроекта, поскольку по сути, ни одно из представленных АРФД предложений не было принято правительством, что по мнению представителей фракции обусловлено намерением властей обеспечить себе возможность воспроизводства.

По словам соавтора законопроекта, председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Давида Арутюняна, законопроект призван решить все вопросы, которые возникли во время президентских выборов 2008 года, а также предложения наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, Конституционного суда республики.

"Избирательный кодекс должен дать ответ на все упущения, которые были выявлены в ходе предыдущих выборов, а также предотвращать возможные нарушения и предусматривать конкретные механизмы их урегулирования, что позволит повысить доверие населения к избирательному процессу", - сказал Арутюнян.
По его словам, в проекте ИК существенно реформируется порядок формирования избирательных комиссий. Так, семь членов Центральной избирательной комиссии назначает президент Армении сроком на пять лет, при этом глава государства должен сделать выбор среди 15 кандидатов на данные посты, которых представляют Омбудсмен, председатель Палаты адвокатов и председатель Кассационного суда Армении.
Согласно законопроекту, как минимум двое из членов ЦИК должны иметь юридическое образование и как минимум двое должны быть женщинами. Как проинформировал Арутюнян, в состав участковых избирательных комиссий будут входить не меньше семи человек, которых по одному будут назначать президент, представленные в парламенте партии, председатель территориальной избирательной комиссии.

По словам депутата, особое внимание в законопроекте уделяется обеспечению публичности процесса выборов. Так, все решения ЦИК в обязательном порядке в течение одного дня после их принятия будут размещаться на официальном сайте структуры, а все кандидаты, партии и блоки, которые принимают участие в общереспубликанских выборах, обязаны представить в ЦИК свои предвыборные программы в электронном виде, которые также размещаются на сайте.
"В законопроекте также устанавливается, что полномочный орган, ведущий регистр избирателей в Армении, за 30, 20, 10 дней до общереспубликанских выборов и накануне выборов обнародует общее число избирателей, включенных в регистр. Все списки размещаются на официальном сайте ЦИК Армении с возможностью осуществления поиска", - проинформировал парламентарий.

Кроме того, для повышения публичности, списки избирателей по общинам будут размещены на сайте ЦИК с возможностью их загрузки и распечатки для доверенных лиц и наблюдателей, а активность участия избирателей в выборах помимо публикации в прямом эфире будет также представлена на сайте ЦИК в режиме он-лайн.  
"Также предусмотрено расширение полномочий доверенных лиц, которые могут вести видеосъемку почти всех заседаний избирательных комиссий и всего избирательного процесса за исключением вопроса о нарушении тайны голосования", - сказал Арутюнян.

Депутат отметил, что, согласно проекту, предусматривается возможность бесплатного предоставления кандидатам и партиям помещений для проведения встреч с избирателями, причем список подобных помещений после проведения всех согласований с органами местного самоуправления также размещается на сайте ЦИК.  
Особо в проекте прописывается порядок осуществления финансового контроля во время выборов. Как проинформировал депутат, благотворительные организации, названия которых могут быть созвучны с названиями партий, именами кандидатов, не могут осуществлять благотворительную деятельность в пользу общин и избирателей во время предвыборной кампании. Согласно проекту, для контроля за средствами, выделенными избирательным комиссиям и предвыборным фондам, создается постоянная контрольно-надзорная служба, в состав которой входит по одному аудитору от парламентских фракций.  
В законопроекте также предусматривается возможность расширения участия женщин в политике. Например, в первую десятку предвыборного списка партии должна входить, по меньшей мере, одна женщина, а начиная с 11 номера предвыборного списка в каждую пятерку будет входить по одной женщине. В целом минимум 20% избирательного списка должны составлять женщины.

Относительно выборов в органы местного самоуправления в Избирательном кодексе также предусмотрены шаги по исключению массовой миграции учета населения в общинах в преддверии выборов в органы местного самоуправления. В частности, лица, которые встанут на учет после объявления даты выборов, будут лишаться права голоса, за исключением некоторых случаев – замужество, возвращение со срочной службы, из мест заключения, переезда на постоянное место жительства из другой страны или при покупке недвижимости в этом районе.
Как отметил, представляя позицию правительства, министр юстиции Армении Грайр Товмасян, с точки зрения организации работ в законопроекте нет никаких противоречий, разногласия в основном касаются механизмов предотвращения нарушений, которые однако, по его мнению, достаточно продуктивны в контексте возможности проведения демократических выборов.
"Политическое большинство показало, что нацелено на проведение честных выборов, а предложенные решения взвешены и направлены на устранение озабоченности", - сказал Товмасян.

Глава фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян отметил, что хотя по сей день были осуществлены многочисленные изменения, однако очевидно, что в последнем варианте сделано максимально возможное.
Он отметил, что политическое большинство неоднократно обсуждало и учло все предложения, подчеркнув, что критика со стороны оппонентов может звучать всегда, однако не следует спекулировать фактором политической воли, просто надо быть честными и сохранять оптимизм.
"Невозможно достичь справедливости только посредством законодательных изменений, поскольку для этого каждый человек также должен быть честен и это не вопрос закона или отдельной политической силы. Мы будем голосовать за проект, хотя понимаем, что он не святой и многое еще можно изменить. Если оппозиция вместе с властями будет работать активно до выборов, то результаты будут очевидны", - сказал Саакян.  
В свою очередь глава фракции Дашнакцутюн Ваан Ованнисян отметил, что фракция считает изменения серьезным прогрессом и успехом, поскольку в результате осуществленных шагов принято хоть одно из четырех предложений АРФД, но будет голосовать против принятия законопроекта.
"Это реформа, которая обеспечивает воспроизводство нынешних властей и гарантии сохранения власти со  стороны правящего большинства. Есть изменения, которые нельзя не назвать позитивными, но коренных изменений, которые позволят продвинуться вперед, данный документ не содержит. Наоборот созданы гарантии для правящего большинства сохранения у власти. Такие реформы нам не нужны", - сказал Ованнисян.
Выступая от имени фракции АРФД депутат Армен Рустамян в свою очередь отметил, что изменениями расширяется возможность переизбрания властей. "Если мы не проведем выборы на достойном уровне, то все реформы будут поверхностными и формальными. Основной задачей является защита избирательного права, а предложенными изменениями мы не предоставляем широкого поля для выбора", - сказал Рустамян.
Как отметил депутат, принятие ИК в нынешнем варианте не восстановит доверие населения к выборам и не создаст возможности формирования нормальной страны с серьезными традициями смены власти посредством выборов.  
"Основной задачей реформ было восстановление доверия населения к избирательному процессу. Можно внести сотни изменений, которые не меняют сути, а лишь десять поправок могут решить все вопросы", - сказал Рустамян.
 
Как считают представители АРФД, изменения в ИК являются очередной фикцией реализации реформ, просто уже известным избирательным фальсификациям даны законодательные формулировки.

18600 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ