Андрей Петров на «Вести.FM»: с нацвопросом у Нобелевки по литературе не все в порядке

Андрей Петров на «Вести.FM»: с нацвопросом у Нобелевки по литературе не все в порядке

С нацвопросом у Нобелевской премии по литературе не все в порядке, заявил сегодня в прямом эфире передачи «Нацвопрос» на радиоканале Вести.FM старший аналитик информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа» Андрей Петров, комментируя скандал, вызванный в Польше награждением этой премией Ольги Токарчук.

«Азия представлена всего тремя японцами, двумя китайцами и двумя индусами, и то с оговорками. Гао Синцзянь и Мо Янь были награждены только в 2000 и 2012 году соответственно, причем Гао уже в статусе французского иммигранта. С Индией ситуация обратная: бенгалец Рабиндранат Тагор – лауреат 1913 года, на этом все. Второй индус Видиадхар Сураджпрасад Найпол и японец Кадзуо Исигуро относятся к Азии только по происхождению, а так они великие британские писатели», - указал Андрей Петров.

«Ближний Восток отмечен всего тремя авторами – израильтянином Шмуэлем Агноном в середине 60-х, египтянином Нагибом Махфузом в конце 80-х и турком Орханом Памуком в 2006-м. Таким образом, скажем, иранская литература Нобелевским комитетом игнорируется», - обратил внимание старший аналитик «Вестника Кавказа».

«Еще больше претензий к литературной Нобелевке должно быть у африканцев: всего три нобелиата, если не считать египтянина Махфуза, - это нигериец-йоруба Воле Шойинка и двое граждан ЮАР – еврейка Надин Гордимер и потомок европейских колонистов Джон Максвел Кутзее. Шойинка как единственный коренной африканец был награжден в 1986 году. Кстати, среди американских лауреатов всего одна афроамериканка – Тони Моррисон, награжденная в 1993 году», - подчеркнул он.

«То есть удивительным образом в наши дни, когда другие международные литературные премии одна за одной начинают применять меры позитивной дискриминации, Нобелевская премия остается, скажем так, тихой заводью мягкого западного шовинизма и неевропейцев награждает только по условным национальным квотам», - заключил Андрей Петров.

«Кстати о Западе, там тоже не все гладко. Канада получила первого нобелевского лауреата – Элис Манро – только в 2013 году. Австралия отмечена одним лишь Патриком Уайтом в 1973 году. Португалия гордится тоже всего одним лауреатом, Жозе Сарамаго. Австрию стали премировать только в XXI веке – Эльфриду Елинек в 2004 году и вот теперь Петера Хандке», - отметил старший аналитик «Вестника Кавказа».

«В то же время, сама Швеция – обладательница восьми премий, причем в 1974 году были награждены сразу двое шведских писателей – Эйвинд Юнсон и Харри Мартинсон. У Норвегии с Данией по трое лауреатов. Справедливости ради, надо указать, что преобладание «своих» писателей было характерно для литературной Нобелевки только в первый период, в нулевые-сороковые прошлого века», - добавил он, уточнив, что около половины лауреатов премии – это англичане, французы, немцы, испанцы, итальянцы и ирландцы.

«Что же славяне? Всего их 12 – казалось бы, жаловаться не на что, уж точно в сравнении с Азией, Африкой, да и Латинской Америкой, где лауреатов всего 7, и ни одного аргентинца или бразильца. Но! Последний русский – это Александр Солженицын, премия 1970 года, у Российской Федерации нет ни одного нобелиата. Есть один хорват, один чех, одна скандальная белоруска, а сербов, словаков и болгар нет», - заявил Андрей Петров.

«С награждением Ольги Токарчук в этом году славянским нобелевским лидером по литературе стала Польша: теперь у нее пять премий, и это восьмое место в мире после стран Западной Европы и США. При этом удивительно, что подобное признание польской литературы, о котором могут только мечтать десятки стран по всему миру, в самой Польше было встречено в штыки из-за антинационалистических взглядов Токарчук, противоречащих идеологии правящей партии «Право и справедливость». Что ж, как обычно, нет пророка в своем отечестве», - резюмировал эксперт.

5085 просмотров



Вестник Кавказа

в Instagram

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!