Вестник Кавказа

Поедут ли китайцы в Иран

Аль-Джазира
Поедут ли китайцы в Иран

ИРИ надеется, что китайские туристы поддержат экономику, страдающую под гнетом санкций. Но захотят ли жители Китая приезжать в страну? На этот вопрос пытается ответить телекомпания "Аль-Джазира" в материале Iran wants more Chinese tourists - a whole lot more. Хотите прогуляться по руинам Персеполиса, откуда древние персидские цари Дарий и Ксеркс когда-то правили своими империями? Или пройтись по магазинам под сводчатыми потолками базаров Тебриза? А если вы любитель активного отдыха, как насчет подводного плавания на острове Киш? Или сноубординга в горах Альборз? 

Поскольку санкции США введены в отношении почти всех производственных секторов Ирана, правительство ИРИ надеется, что объекты всемирного наследия и другие достопримечательности привлекут туристов и поспособствуют притоку твердой иностранной валюты. Тегеран особенно рассчитывает на путешественников из Китая.

Факторы углубления связей

Китай и Иран уже давно поддерживают тесные торговые отношения: Иран отправляет в КНР энергоносители, а китайские государственные предприятия инвестируют в нефтегазовый сектор ИРИ. Политический климат также способствует укреплению ирано-китайских связей, учитывая серьезное экономическое давление на Тегеран и Пекин, оказываемое администрацией президента США Дональда Трампа. Чтобы привлечь больше китайских туристов, в июне Иран решил отменить визовый режим для граждан КНР, включая транзитные визы для краткосрочного пребывания. Ориентируясь на китайского потребителя туристических услуг, Иран стремится развивать прибыльный и растущий рынок. По данным Всемирной туристической организации ООН, в прошлом году китайские жители совершили около 150 миллионов поездок за границу.

Китайцы вообще активно путешествуют по миру, они потратили более $277 млрд за рубежом в 2018 году по сравнению с $10 млрд в 2000 году. Со временем количество потенциальных китайских туристов, скорее всего значительно увеличится. В настоящее время менее 10% граждан Китая имеют загранпаспорта. Отмена визовых ограничений стала первым шагом в амбициозном плане Ирана по увеличению числа китайских посетителей с чуть более 50 000 в 2018 году до 2 млн к концу 2020 года. По расчетам Эсфандьяра Батмангхелиджа, основателя иранского медиа-сайта Bourse&Bazaar, если Иран достигнет поставленной цели в 2020 году, а число туристов будет увеличиваться на 6% в год, страна сможет зарабатывать дополнительно $20 млрд к 2028 году за счет ”туристического экспорта” - денег, потраченных иностранными туристами внутри страны назначения. ”Вполне возможно, что в следующем десятилетии экспорт посетителей может превысить четверть экспорта нефти (около $ 12 млрд против около $ 45 млрд)”, - считает Батмангхелидж.

Необходимость создания инфраструктуры  

План Ирана вполне достижим, но задача стоит сложная, учитывая состояние туристического сектора страны, представленного слабой инфраструктурой и страдающего от недостатка инвестиций и рекламы. Сейчас разрабатываются планы строительства десятков пятизвездочных отелей по всей стране, которые частично финансируются за счет дешевых государственных займов и налоговых льгот для частных застройщиков.

Но денег находящегося в стесненных условиях иранского правительства может быть недостаточно для размещения предполагаемого потока китайских туристов. ”Хотя отмена визовых требований, безусловно, окажет положительное влияние, мы не сможем разместить два миллиона китайских туристов в следующем году, - заявила в интервью ”Аль-Джазире” туристический гид Махди Джахангир. - У нас нехватка пятизвездочных отелей, а для создания новых гостиниц потребуются иностранные инвестиции”.

Зато в Иране множество культурных, исторических и природных достопримечательностей, 24 объекта, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако Джахангир считает, что одних только знаковых мест недостаточно, чтобы привлечь больше посетителей из Китая. ”У меня были китайские туристы, которые путали Иран с Ираком и считали, что страна находится в состоянии войны. Некоторые даже спрашивали, правда ли у иранских мужчин по четыре жены”, - признается Джахангир.

Невысокие цены за счет падения риала

Посещение Ирана значительно подешевело для иностранных путешественников, поскольку иранская валюта, риал, потеряла почти 60% своей стоимости с тех пор, как США объявили о выходе из ядерного соглашения и ввели новые санкции. За прошедший иранский календарный год было зарегистрировано 7,84 миллиона туристов, что представляет огромный скачок в 52,62% в годовом исчислении. Однако резкий прирост в прошлом году был вызван краткосрочными (менее суток) визитами туристов из соседних стран, которые приезжают в приграничные города, где выгодно совершать покупки, благодаря ослабленному риалу.

Ориентируясь на китайских посетителей, правительство надеется создать более постоянный источник туристического дохода, но для этого необходимо применить иной подход. ”Иран должен будет отказаться от своей нынешней традиционной туристической модели, где все включено в тур, и у путешественников меньше возможностей тратить деньги на месте”, - сказал в интервью ”Аль-Джазире” Саид Фекри, генеральный директор Kooleh Travels.

Помимо китайских туристов, администрация президента Хасана Рухани выдает больше виз соседним иракцам, наиболее многочисленным посетителям Ирана, и расширяет сектор морского туризма, активизируя сразу несколько маршрутов. Правительство также вкладывает больше средств в медицинский туризм, развивая центры оздоровительного отдыха, особенно в Ширазе, столице южной провинции Фарс. Несмотря на все эти инициативы, перед Ираном стоит непростая задача по завоеванию своей доли на китайском туристическом рынке. ”Для китайских туристов Франция - страна мечты, - говорит Джахангир, - в то время как Иран мало кому знаком и вряд ли рассматривается как пункт назначения в первую очередь”.

11720 просмотров